Анализ басни Крылова «Лжец»

Анализ басни И.А.Крылова «Лжец»Великий баснописец Иван Андреевич Крылов был несомненным знатоком человеческих душ. Его басни великолепно подходят для решения задач нравственного воспитания. Одной из важных тем воспитания нравственной личности является недопустимость лжи в общении людей друг с другом. Для обличения лживости Крылов и написал басню «Лжец». В основе этой басни лежит сюжет басни А.П.Сумарокова «Хвастун», которая, в свою очередь, была создана по мотивам басни Геллерта «Крестьянин и его сын».

В басне «Лжец» перед читателем предстают два человека. Один, возвратившись из путешествия, хвалится и при этом лжет, непомерно возвеличивая увиденные в путешествии красоты. Этот человек смотрит на свое путешествие, как на личное достоинство, которое может привлечь к себе общее внимание. Не найдя в своих воспоминаниях ни одного предмета, о котором можно было рассказать что-нибудь занимательное, путешественник начинает выдумывать, и здесь он предстает перед читателем не только глупцом, но и совершенным неучем. Говоря небылицы, изображая то, чего не может и быть в природе, он предполагает, что другие поверят ему. Он искренне считает свои сказки возможными в действительности, этим выказывая полное невежество.

Рассказывая о Риме, путешественник сообщает приятелю: «Вот в Риме, например, я видел огурец… Ну, право, был он с гору». Конечно же, применение гиперболы, как средства речевой выразительности, может быть вполне уместным в описании заморских чудес, но в случае с огурцом путешественник явно преувеличивает увиденное.

Его приятель, как человек образованный, прекрасно понимает, какого сорта особу ему приходится слушать. Приятелю пришла мысль дать урок лжецу, поставив его в необходимость собственноручно признаться во лжи. Для достижения цели приятель путешественника использует то же самое оружие, грубую ложь. Он показывает путешественнику мост, по которому они скоро должны были пойти и сообщает, что этот мост не пропускает ни одного лжеца. Любой лжец на этом мосту проваливается в глубокую реку. Наивный путешественник искренне верит в такое чудесное свойство моста. Он тут же начинает хитрить, уменьшая размеры огурца, якобы виденного им в Риме. Самолюбие не позволяет ему сознаться сразу в своей лжи. Не сумев убедить приятеля в правдивости рассказа, путешественник применяет еще одну увертку: «…чем на мост нам идти, поищем лучше броду». Он искренне не хочет идти по мосту, боясь провалиться в воду, как лжец. Этого только и недоставало приятелю, чтобы уличить путешественника во лжи.

И хотя приятель путешественника тоже использовал ложь, его действия нельзя назвать безнравственными, поскольку он только хотел вывести лжеца на чистую воду, поразить его собственным же оружием, проучить его. В основе такой лжи нет ничего плохого, и она не подлежит осуждению.

Из всего вышесказанного можно определить цель, с какой была написана басня «Лжец». Автору нужно было показать, что человек, живущий ложью и любящий пускать пыль в глаза, предпочитает прямому пути окольные. Чтобы идти по прямому пути, нужно быть у всех на виду, следственно, беспрестанно наталкиваться на такие обстоятельства и на таких людей, которые тотчас раскроют ложь и изобличат хвастуна или шарлатана.

Ирония у Крылова сосредоточена в последнем стихе: «чем на мост нам идти, поищем лучше броду». Но к этой иронии Крылов готовит читателя предшествующим разговором, поставив лжеца в смешное положение, в противоречие с самим собой: страх провалиться через мост борется в том с нежеланием сознаться во лжи. Все противоречия, которые копятся у лжеца, мало помалу, усиливают иронию, которая от легкой улыбки переходит в смех.

Стоит отметить, что герой басни не только лжец и хвастун, но и характерный представитель людей, для которых «славны бубны за горами», то есть западный образ жизни. Вернувшись в Россию, путешественник отмечает: «Что здесь у вас за край? То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. Вот там-то прямо рай!..»

Басня И.А.Крылова «Лжец» беспощадно высмеивает пренебрежительное отношение к своей стране, преклонение перед заграничными красотами и чудесами. Басня порицает ложь, излишнюю болтливость, хвастовство и непомерную глупость.

Словосочетание «римский огурец» активно влилось в народную речь и, как пословица, упомянута В. И. Далем: «Хорошо сказывать сказку про римский огурец».

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.