Басни Крылова

Слушаем басни КрыловаБасни Крылова любимы детьми и взрослыми, на них выросло не одно поколение.Первые произведения знаменитого баснописца, изданные отдельной книгой, увидели свет в 1809 году. Прошло уже свыше двух столетий, но до сих пор нас восхищает, каким удивительным образом сложены в стихотворную форму простые русские слова, сколько в них озорного юмора, тонкой иронии.

В своих сочинениях Иван Андреевич высмеивал людские пороки. Делал это самобытно, ярко и изобретательно. Какие приемы он при этом использовал?

Те недостатки, которые присущи людям — лицемерие, недалекость, лесть, неумение довести дело до конца, невежество, лень, жадность, ложь, он переносил на животных. И все нелепое, отрицательное происходило с ними.

Человек здесь как будто бы ни при чем. Используя такой прием, великий баснописец хотел показать пороки людей и при этом никого не обидеть. А главное, избежать наказания за высмеивание недостатков. Кому понравится, когда над ним потешаются, да еще и прилюдно. Времена-то были сложные. Опасно было критиковать людские пороки.

Так, например, в басне «Волк и Овцы»,  Крылов довольно зло высмеивает лицемерие царского суда и других государственных структур.

Басню «Вельможа» цензура не разрешала печатать в течение двух лет, и Крылов вынужден был лично испрашивать разрешение на опубликование у самого государя.

Басни Крылова читать интересно и взрослой и детской аудитории. Почему? Стиль написания басен приближен к народной поэзии, понятной всем. Автор разыгрывает действо среди животных, которых знают все дети: лисиц, слонов, мартышек,  зайцев, волков. Их образы хорошо прописаны.

Для лучшего восприятия мораль басни выделена отдельно. Чтобы было все просто и ясно.  «У сильного всегда бессильный виноват», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Мораль басни мы можем найти в начале или в конце почти каждого произведения. Это сделано для того, чтобы еще раз подчеркнуть главную мысль произведения.

«Завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай; а ты себе своей дорогою ступай: полают да отстанут».

Мораль басни – это то, на чем Иван Андреевич сосредоточивает наше внимание и старается, чтоб она была не отвлеченной, а глубоко жизненной, понятной. «Но, кажется, неправ и тот, кто поручил Ослу стеречь свой огород», — уточняет  баснописец.

Басни Крылова стали популярными и любимыми еще при жизни Ивана Андреевича. Их заучивали наизусть, пересказывали друг другу.  Высокие особы Николай II и Александр I зачитывались необычными произведениями. Даже на Новый год император Николай презентовал великому князю наследнику Александру бюст Крылова. Узнав об этом, баснописец был безумно рад.

Слушаем басни Крылова

«Ворона и лисица»

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

«Музыканты»

Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать.
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало.
В ушах у гостя затрещало,
И закружилась голова.
«Помилуй ты меня», — сказал он с удивленьем:
«Чем любоваться тут? Твой хор
Горланит вздор!» —
«То правда», — отвечал хозяин с умиленьем:
«Они немножечко дерут;
Зато уж в рот хмельного не берут,
И все с прекрасным поведеньем».
А я скажу: по мне уж лучше пей,
Да дело разумей.

«Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» — говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на́ волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

«Лев и лисица»

«Стрекоза и муравей»

«Квартет»

«Слон и Моська»

«Волк и ягненок»

«Осел и соловей»

«Зеркало и обезьяна»

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.