Адуевы: племянник и дядя (с планом). По роману И.А.Гончарова «Обыкновенная история»

Адуевы: племянник и дядя (с планом). По роману И.А.Гончарова "Обыкновенная история"В «Обыкновенной истории» Гончаров представил эпоху конца 30-х и начала 40-х годов XIX века, эпоху романтизма, который у нас, в России, вырос и развился на благодатной почве помещичьей культуры, беззаботного барского житья. Это направление не чуждо и романам Тургенева, но последний разработал его на примерах таких людей, как Рудин и Лаврецкий, стоящих на вершине духовного сознания своей эпохи, людей, более или менее выдающихся.

Что же касается Гончарова, то он и в первом своем романе  «Обыкновенная история» и в последующих произведениях предпочитал иметь дело с представителями большинства, с людьми, находящимися на среднем уровне развития. К числу последних относятся оба Адуевы: племянник и дядя. Несмотря на то, что в произведении они резко противопоставлены друг другу, есть полное основание рассматривать их, как воплощение двух различных моментов в развитии одного и того же типического образа.

В «Обыкновенной истории» имеются определенные указания на то, что дядя в молодости был так же романтически настроен, как и племянник; заканчивается же роман рассказом о превращении племянника, если не во второй экземпляр своего дядюшки, то во всяком случае в человека, очень на него похожего. Ввиду этого характеризовать оба эти лица параллельно представляется очень удобным.

Мы не поймем характера младшего Адуева, если не займемся предварительно вопросом о его воспитании. О воспитании дворянина Александра Адуева написано в романе очень немного, но и сказанного достаточно, чтобы видеть, что влияние его, в общем, весьма неблагоприятно: оно развивало в юноше эгоистические влечения и повышенное самолюбие. Так действовала на ребенка чрезмерная любовь его матери. А крепостническая обстановка, в которой он вырос, которая окружала его в родительской усадьбе, приучила юного Адуева с ранних лет сознательной жизни быть «сердитым» и «чуть что не по нем, кричать благим матом». И после возвращения из Петербурга, сущность его отношения к крепостным не изменяется.

Образование Адуев получил в университете; пребывание его в нем относится к 30-м годам, периоду, когда среди огромного большинства и студентов и профессоров господствовало увлечение немецким философским и литературным романтизмом. Юноша, который был прилежным студентом и внимательно слушал своих университетских наставников, быстро проникся этим настроением. Его речи, полные идеализма, раздражают ухо напыщенностью и аффектацией. С неопределенными чаяниями и мечтаниями молодой Адуев вступает в новый период своей жизни – петербургский. И первое соприкосновение с реальной жизнью разбивает его мечты.

Одним из краеугольных камней мировоззрения Адуева является его вера в «неизменную любовь». Для любящей женщины он должен воплощать все высокое и прекрасное, каждый миг без него для нее будет потерян; для него она должна быть готова пожертвовать всем. В награду за такое чувство Адуев посвятит ей всю жизнь, будет лежать у ее ног, смотреть ей в глаза, исполнять каждое ее желание, воспевать красоту, их взаимную любовь и природу.

Взгляды Александра в теории разбиваются неопровержимыми доводами дяди, а на практике – его последовательными романами с Софьей, Наденькой и Тафаевой. Оказывается, что такое чувство, какое ищет Адуев, встретить нелегко, да и сам Александр не способен удовлетвориться на продолжительное время теми отношениями, которые он считает непременной принадлежностью любви.

Не меньший крах испытали представления Адуева о дружбе. Он судил о ней лишь по словам одного французского романиста, писавшего о дружбе, «которая отдает кровь за кровь». Ему казалось, что он имеет такого друга в лице Поспелова, но их дружба была недолговечна.

Остались еще мечты о славе. Служебная карьера рисовалась ему быстрой и легкой. Но действительность не замедлила разбить его мечты. Александру пришлось, не смотря на университетский диплом, заниматься переписыванием второстепенных бумаг.

Не лучше пошло дело и с литературной славой. Хотя его стихи и нравились университетским товарищам, на самом деле таланта у него не было, и произведения его были посредственными.

Череда душевных крушений приводит Адуева к разочарованности и его тянет на лоно природы, туда же, куда бежали все разочарованные романтики. Проще говоря, он уезжает к матери в деревню. Но и деревенским покоем недолго наслаждается Адуев. Через полтора года он возвращается в Петербург, и в «Эпилоге» мы видим, как юный мечтатель превращается в карьериста-чиновника и приобретателя, мечтающего теперь только о «карьере и фортуне», подражая своему дяде.

Что же представляет собой дядя, Петр Иванович? Каков характер Адуева? Гончаров хотел выразить в нем «трезвое сознание необходимости дела, труда, знания», но это сознание еще только зарождалось в отдельных лицах, а потому, как признается сам автор, «фигура дяди и вышла бледнее фигуры племянника». Более того, образ Петра Ивановича страдает некоторой двойственностью. И даже самые близкие люди смотрят на него, как на загадку. Его жена, рассуждая о делах мужа, не может сказать уверенно, ради чего трудится Петр Иванович – ради общечеловеческих целей или же ради карьеры и денег. Однако, приходится признать, что тот идеал мещанского благополучия, к которому приходит младший Адуев, вполне удовлетворяет его дядю.

Деятельность Петра Ивановича, как чиновника и фабриканта, лишена всякой идейной подкладки. Окружающая его атмосфера деловитости, тонкого эгоизма и благоразумной расчетливости такова, что в ней неминуемо должен задохнуться всякий живой человек, как это произошло с женой старшего Адуева. Вечная апатия, ленивое равнодушие ко всему сделались постоянным состоянием этой женщины, когда-то пылкой и увлекавшейся.

Дядя и племянник (до «Эпилога») – противоположности: один страдает избытком беспочвенного идеализма и «нервической чувствительности», другой – избытком практичности и положительности. Оба они, несмотря на то, что не лишены некоторых положительных качеств, в общественном отношении стоят невысоко: не такие люди являются двигателями прогресса и созидателями жизни. Если Гончаров более сочувственно относится к Петру Ивановичу, чем к Александру, то это объясняется тем, что на фоне процветавших в то время в русской жизни презрения к труду и романтической мечтательности, даже простая деловитость старшего Адуева казалась шагом вперед, тем более, что появлению идейных работников неминуемо должно предшествовать появление работников вообще.

Характеристика Александра Адуева и его дяди, Петра Ивановича, выполнена по следующему плану:

План работы

I. Вступление

Сюжет «Обыкновенной истории»
Герои Гончарова
Сравнение их с героями Тургенева

II. Основная часть
1) Адуев-племянник.
а) Его воспитание:
— эгоизм,
— крепостничество,
— повышенное самолюбие.
б) Развитие романтических настроений:
— университет,
— стремление к аффектации,
— удаленность от реальной жизни.
в) Адуев в Петербурге – крушение идеалистических мечтаний:
— любовь
— представления Адуева о любви, об отношении к любимой женщине,
— крушение мечтаний,
— дружба,
— слава: государственного деятеля, писателя.
г) Разочарование и бегство на лоно природы.
д) «Отрезвление».

2) Адуев-дядя.
а) Задача автора
б) Выполнение этой задачи:
— бледность,
— двойственность,
— мещанский идеал,
— отсутствие идейной подкладки.

III. Заключение. Дядя и племянник (параллель).

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.