Короткие басни Толстого

Короткие басни ТолстогоУчить детей – дело в высшей степени благородное. Граф Толстой, кроме работы на литературном поприще, уделял пристальное внимание задачам воспитания и образования, в том числе и простых крестьянских ребятишек. Он создал «Азбуку» — книгу, призванную помочь учащимся в овладении письмом, чтением, первоначальными сведениями из естественных наук. В «Азбуку» вошли сказки, рассказы и, конечно же, басни. Басни Лев Николаевич писал не в стихотворной форме, он хотел показать детям «настоящего Эзопа». Толстой восхищался Эзопом, его работы казались маститому литератору «воплощением здравого смысла». А греческий мудрец хоть и был поэтом, но басни его написаны в прозе.

«Растолстевшая Мышь»
Мышка грызла пол и стала щель. Мышь прошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и еды так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

«Лисица и Журавль»
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлёбку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и лисица сама все поела. На другой день журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлом. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а журавль всунул свою длинную шею и все выпил один.

«Мышь и Лягушка»
Пришла Мышь в гости к Лягушке. Лягушка встретила Мышь на берегу и стала ее звать к себе в хоромы под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива вон вылезла. Никогда, сказала она, к чужим людям в гости ходить не буду.

«Мужик и счастье»
Мужик пошёл косить луга и заснул, и Счастье ходило по свету. Подошло Счастье к мужику и сказало:
— Вот он вместо работы спит, а потом не сберет сено за погоду, на меня, на Счастье, скажет. Скажет: мне счастья нет.

«Галка и кувшин»
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать.

Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить.

«Кораблекрушение»
Плыли рыбаки в лодке. И стала буря. Им стало страшно. Они весла бросили и стали молить бога, чтобы он спас. Лодку несло по реке все дальше от берега. Только один старший рыбак сказал:

— Что веслы бросили? Богу-то молись, а к берегу гребись.

«Волк и Лисица»
Волк убегал от собак и хотел спрятаться в водомоину. А в водомоине сидела Лисица, она оскалила зубы на волка и сказала:

— Не пущу тебя – это моё место.

Волк не стал спорить, а только сказал:

— Если бы собаки не были так близко, я бы тебе показал, чьё это место, а теперь видно твоя правда.

«Черепаха и Орел»
Черепаха просила орла, чтобы научил ее летать. Орел не советовал, потому что ей не пристало, а она все просила. Орел взял ее в когти, поднял вверх и пустил: она упала на камни и разбилась.

«Хорёк»
Хорёк зашел к меднику и стал лизать подпилок. Из языка пошла кровь, а хорёк радовался, лизал,— думал, что из железа кровь идет, и погубил весь язык.

«Баба и Курица»
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

«Лев, Медведь и Лисица»
Лев и Медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и Лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидела промеж их мясо, подхватила его и убежала.

Крестьянские дети нуждались в «Азбуке». Толстой понимал, что она должна стать детям «добрым другом», быть понятной и интересной. Работая над «Азбукой», Толстой изучал старинные материалы и сведения современной науки. Он перечитал басни Эзопа и принял решение переложить их на новый лад.

В басенных произведениях животные и люди разговаривают друг с другом, а те, кто посмекалистее, услышав эти разговоры, становится мудрее и лучше.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.