В баснях отражаются подмеченные человеком отличительные черты животных, служащие им точной характеристикой. Так, например, Лисица в баснях выведена обязательно ловкой и хитрой, Волк — жадным и глупым, Медведь — неуклюжим, а Баран — ограниченным. Завсегдатаи басен — Лисица и Волк. Но есть и другие типажи. К ним относятся Козлы и Ослы.
Осёл – символ невежественности, упрямства, умственной ограниченности, недалёкости. Об ослах нередко мы говорим так: «Упрям, как осел», «Этому ослу ничего не докажешь».
Козёл – символ глупости, настырности, неуёмности. В русской речи нередки выражения: «От него толку, как от козла молока», «Пустить козла в огород».
«Лев и Осел»
Пошел раз лев на охоту и взял с собой Осла и сказал ему:
— Ты, зайди, Осел в лес и кричи, что есть мочи, у тебя горло просторно. Какие звери от этого крика пустятся бежать, я тех поймаю.
Так и сделал. Осел кричал, а звери бежали, куда попало, и Лев ловил их. После ловли Лев сказал Ослу:
— Ну хвалю тебя, ты хорошо кричал.
И с тех пор Осел все кричит, все ждет, чтобы его хвалили.
«Лисица и Козел»
Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит: «То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться».
«Осел и Лошадь»
У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер.
Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу да еще и шкуру».
«Осел в львиной шкуре»
Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.
«Лев, Осел и Лисица»
Лев, Осел и Лисица вышли на добычу. Наловили они много зверей, и лев велел Ослу делить. Осел разделил поровну на три части и говорит: «Ну, теперь берите!» Лев рассердился, съел осла и велел лисице переделить. Лисица все собрала в одну кучу, а себе чуточку оставила. Лев посмотрел и говорит: «Ну, умница! Кто ж тебя научил так хорошо делить?»
Она говорит: «А с ослом-то что было?»
«Дикий и ручной Осел»
Дикий осел увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осел и говорит: «Нет, брат, теперь не завидую,— вижу, что твое житье тебе соком достается».
Лев Николаевич Толстой написал пожелания для учителей, которые включали в образовательный процесс его басни. Он акцентировал внимание на следующем: «Заставляя учеников рассказывать басни, нужно стараться, чтобы ученики передавали не только самое содержание басни, но и тот общий вывод, который по их понятиям вытекает из неё. Нужно стараться, чтобы ученики при описании и рассказах передавали подробности. Требуйте от ученика преимущественно связного изложения хода дела».
До последних дней своей жизни, несмотря на преклонные годы, Лев Толстой так же деятельно работал все над тем же главным, величайшим делом своей жизни – над все большим и большим уяснением себе и всему человечеству основной правды об истинном, высшем смысле человеческой жизни, об её назначении, над уяснением пути для воплощения этой истины в жизни каждого человека.