С раннего детства Александр Скрябин любил музыку. Этим он сильно отличался от своих сверстников. Ради музыки он отказывался от игр, забывал про прогулки, развлечения. Понравившиеся музыкальные композиции он старался запомнить и сыграть на фортепиано, даже не зная нот.
Маму будущий композитор потерял рано, его воспитанием занималась тетушка, которую пугала эта всепоглощающая Александра любовь к музыке. Чтобы отвлечь мальчика от музыки и приблизить к сверстникам, его определили в кадетский корпус, хотя явно понималось, что военная профессия – это совсем не его. Но музыку Александр не бросил, и еще не закончив учебу в кадетском корпусе, поступил в Московскую консерваторию.
Жадный до музыки студент учился сразу по двум специальностям: композиции и фортепиано. И если его талант пианиста был сразу замечен и оценен, то музыкальные сочинения были по нраву далеко не всем. Учитель Скрябина по композиции А.С.Аренский, музыкант очень внимательный и чуткий, все же не распознал дарование своего ученика.
Но ценители таланта Скрябина вскоре нашлись. Богатый лесопромышленник М.П.Беляев, страстный пропагандист, любитель русской музыки, организовал выпускнику Московской консерватории поездку по городам Германии, Франции, Бельгии, Голландии. Эта поездка принесла свои плоды. Она стала началом успешной концертной деятельности Скрябина, первой ступенью на его пути к славе.
Пианист он был отменный. Феноменальной виртуозностью может и не отличался, этому не способствовала его физическая хрупкость, но, тем не менее, у него был выдающийся дар захватывать и удерживать внимание слушателей. Никто не мог сравниться с ним в исполнении его собственных произведений. Он умел заворожить слушателей, заставить их почувствовать прозрачность написанного им музыкального произведения, разнообразие ритмов, то спокойных и ласкающих, то тревожных и повелительных.
В музыке Скрябина важен каждый аккорд. Скрябина, как и Шопена, можно назвать «поэтом фортепиано».
В начале творческого пути Скрябин обращается к малым формам фортепианной музыки: этюды, прелюдии, мазурки, как и Шопен. Но в дальнейшем его увлекают формы более сложные, которые полнее и всестороннее отражают мир – соната, симфония.
В период расцвета Скрябин расширил свои задачи, они касались не только музыки. Как многогранная личность, он желал быть не только композитором, но и поэтом, философом, хотел охватить мыслью весь мир: природу, человеческое общество, мир человеческой души. Композитор остро чувствовал противоречия своего времени, страстно жаждал перемен. Все свои чаяния и надежды он возлагал на искусство. Не случайно его Первая симфония заканчивается торжественным хоровым гимном:
Придите, все народы мира,
Искусству славу воспоем…
Третья симфония, или «Божественная поэма», которая показалась современникам необычайно смелой, тоже славит искусство, хотя и без слов. Две первые части – «Борьба» и «Наслаждение» — ведут к финалу, которому Скрябин дал необычное название: «Божественная игра». Слово «игра» означает здесь радость свободного, ничем не скованного творчества, вольный полет фантазии.
Названия, которые Скрябин давал своим сочинениям, носят несколько абстрактный, отвлеченный характер. Этого никак нельзя сказать о музыке – горячей, взволнованной, порывистой. В ней отражены не только мысли и переживания самого композитора, но и события окружающей жизни. Современники вспоминали, что к «Поэме экстаза», работу над которой Скрябин начал в год первой русской революции (1905), он хотел сделать эпиграф из русской революционной песни – «Рабочей Марсельезы». Намерение это не было осуществлено, но смысл эпиграфа как бы вошел в саму музыку.
И не случайно такая большая роль отведена здесь солирующей трубе, исполняющей музыкальные темы воли и самоутверждения, как их называл автор.
«Божественная поэма» и «Поэма экстаза» — вершина творчества Скрябина и главные вехи на пути к ярчайшему выражению его новаторства – музыкальной поэме «Прометей». По своему музыкальному стилю «Прометей» сильно вырвался из своего времени.
Скрябин задумал невозможное. Его вера в силу искусства, в частности музыки, была безгранична. Если элементарное, но ритмически повторяемое физическое усилие может расшатать любую преграду, если воля одного музыканта овладевает толпой, заполняющей огромный зал, то, значит, музыка обладает мощнейшей психической и даже физической силой. Значит, гениальное произведение, включающее все виды искусства: музыку, слово, пластическое движение, живопись, архитектуру, — может объединить весь мир. И тогда начнется новый этап истории человечества, царство вечной гармонии, красоты, радости…
Кто же должен воплотить в жизнь грандиозную задумку? Конечно, он сам, Скрябин, автор «Поэмы экстаза» и «Прометея». И Скрябин начинает работать над «Мистерией». Рисовавшейся композитору в чертах фантастических, неопределенных и неосуществимых.
«Мистерия» Скрябина должна была быть грандиозным, музыкально-театральным действием, в которое вовлекаются все, без разделения на участников и зрителей. Оно должно было происходить в Индии, на родине древних философских учений, на берегу озера, в храме и вблизи храма, специально построенного для «Мистерии». Начинается «Мистерия» и тогда – в лучах, звонах, гимнах – возникнет новое человечество, новая, преображенная земля. Так мечтал Скрябин.
К сожалению, смерть помешала Скрябину написать «Мистерию». Судьба поступила с ним достаточно жестко. Рана послужила причиной общего заражения крови, которое в несколько дней свело сорокачетырехлетнего композитора в могилу. Шел второй год первой мировой войны. Гибель людей на фронте была повседневной реальностью. Но даже в годину народного бедствия смерть Скрябина была воспринята, как нечто исключительное, как общенациональное горе.
Новаторство Скрябина
Скрябин всегда тяготел к новаторству в музыке. Он был самобытен в идеях и их реализациях. В искусстве он всегда желал сказать свое веское слово. Мир восхищается Скрябиным-новатором еще и потому, что он первый соединил музыку и свет, открыл для нас понятие «светомузыка».
Основные произведения Скрябина
Для оркестра: 3 симфонии (1900, 1901, 1904), «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910), Концерт для фортепиано с оркестром (1897).
Для фортепиано: 10 сонат (1892 – 1913), поэмы, мазурки, вальсы, этюды, экспромты и др.