Лень-матушка – страшная сила. Всё ленивцу не так. И солнце не в пору всходит, и работа слишком тяжела и просто скучно заниматься какой-либо деятельностью.
«Про ленивого Федота»
Автор: Агния Барто
Нам сказал недавно кто-то
Про ленивого Федота.
Целый день он в гамаке
Дремлет с зонтиком в руке.
В огород зовут Федота,
Говорит он: — Неохота…—
Говорит: — Пойду потом,—
И зевает под зонтом.
У него одна работа —
Он с утра скорей в гамак.
Мы узнали про Федота
И решили так:
Подлетим к нему вдвоем
И лентяя заклюем.
День летим,
Летим второй,
Видим —
Лагерь под горой.
Звенья заняты прополкой,
А один мальчишка с челкой
Тащит воду в огород.
Все кричат:— Сюда, Федот!—
Это тот или не тот?
Как за ним ни наблюдай,
Он не лодырь, не лентяй!
Улыбается Федот:
— Это я, но я не тот!
Владимир Маяковский высмеивал безделье, лень, праздность. «История Власа, лентяя и лоботряса» — типичный пример, как из мальчишки-лентяя вырос прогульщик и лоботряс. В этом стихотворении можно проследить, каков жизненный путь человека, нарушающего режим, пропускающего школу, не выполняющего элементарные требования. Серьёзного работника, вдумчивого человека из него не вышло.
«История Власа — лентяя и лоботряса»
Автор: Владимир Маяковский
Влас Прогулкин — милый мальчик, спать ложился, взяв журнальчик.
Всё в журнале интересно. — Дочитаю весь, хоть тресну! —
Ни отец его, ни мать не могли заставить спать.
Засыпает на рассвете, скомкав ерзаньем кровать,
в час, когда другие дети бодро начали вставать.
Когда другая детвора чаевничает, вставши,
отец орет ему: — Пора! — Он — одеяло на́ уши.
Разошлись другие в школы, — Влас у крана полуголый —
не дремалось в школе чтоб, моет нос и мочит лоб.
Без чаю и без калача выходит, еле волочась.
Пошагал и встал разиней: вывеска на магазине.
Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!
Прочел с начала буквы он, выходит: «Куафер Симон».
С конца прочел знаток наук, — «Номис» выходит «рефаук».
Подумавши минуток пять, Прогулкин двинулся опять.
А тут на третьем этаже сияет вывеска — «Тэжэ».
Прочел. Пошел. Минуты с три — опять застрял у двух витрин.
Как-никак, а к школьным зданиям пришел с огромным опозданьем.
Дверь на ключ. Толкнулся Влас — не пускают Власа в класс!
Этак ждать расчета нету. «Сыграну-ка я в монету!»
Проиграв один пятак, не оставил дела так…
Словом, не заметил сам, как промчались три часа.
Что же делать — вывод ясен: возвратился восвояси!
Пришел в грустях, чтоб видели соседи и родители.
Те к сыночку: — Что за вид? — Очень голова болит.
Так трещала, что не мог даже высидеть урок!
Прошу письмо к мучителю, мучителю-учителю! —
В школу Влас письмо отнес и опять не кажет нос.
Словом, вырос этот Влас — настоящий лоботряс.
Мал настолько знаний груз, что не мог попасть и в вуз,
Еле взяли, между прочим, на завод чернорабочим.
Ну, а Влас и на заводе ту ж историю заводит:
у людей — работы гул, у Прогулкина — прогул.
Словом, через месяц он выгнан был и сокращен.
С горя Влас торчит в пивнушке, мочит ус в бездонной кружке,
и под забором вроде борова лежит он, грязен и оборван.
Дети, не будьте такими, как Влас!
Радостно книгу возьмите и — в класс!
Вооружись учебником-книгой!
С детства мозги развивай и двигай!
Помни про школу — только с ней
станешь строителем радостных дней!