Перед нами картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода». Год её создания 1897. В 1895—1897 годы знаменитый художник был на подъеме, он создал ряд произведений мажорных оттенков, полотен с ярким звучанием красок.
Картина «Весна. Большая вода» нежная, прозрачная, напоенная весенней свежестью и тишиной. Сюжет картины прост и поэтичен. Хороший день, каких в весеннюю, дружную пору много. Перед нами река в момент весеннего половодья.
Половодье захватило часть прибрежной лесной зоны и несколько деревянных построек. На полотне хорошо просматривается лодка — работа рук человеческих, и это выдает неявное присутствие человека в пейзаже. Весна – пора активности деревенских жителей, нередко лодка – единственное средство сообщения с большой землей.
На дальнем плане картины — высокий берег, на котором нашли своё пристанище незатейливые деревенские постройки. Некоторые из них взяты в плен большой весенней водой.
Куда-то вглубь картины убегает желтая с рыжими оттенками дальняя береговая линия.
Центр картины занят деревьями, в основном грациозными березками, смотрящимися в воду, как в зеркало. Березки, как полагается, с тонкими, трогательно-изогнутыми станами; они уже сбросили с себя остатки зимнего сна. Похоже, березкам нравится голубой цвет – его много у их подножья, а над их верхушками – просто голубая бездна.
Вода в реке безмятежна и тиха. В другое время понесет она свои шумные воды. А пока – тишина и покой.
Привлекают тонкие цветовые решения картины. Золотистые, голубые, белые, розовые, зеленоватые тона составляют основную цветовую гамму произведения. Здесь нет ядовитых и кричащих оттенков – весна у Левитана спокойная, нежная.
Показанные не в натуральный рост деревья (вместе со своим отражением) визуально удлиняют картину, наделяя её особой динамикой.
Сработал закон жизни – пришла весна. Природа чувствует, осязает, слышит. Скоро-скоро набухнут почки и отольются зеленой россыпью красок.
Что мне понравилось в картине Левитана «Весна. Большая вода»?
Мне понравилось в картине Левитана то, как автор решил свою сложную живописную задачу – без излишней вычурности, изящно и элегантно. Ничто в царстве весенней природы не ускользнуло от его внимательного и любящего взора. Каждый элемент картины описан мастером детально, предельно конкретизировано. Мир – это движение. Весна – старт большому движению вперед.