Главные герои рассказа Андрея Усачева «История с географией» из книги «Школа в Дедморозовке» — снеговик по фамилии Морковкин и его друг, снеговик Чайников. Они вместе с другими снеговиками учились в школе, которую открыл для них Дед Мороз. Учительницей в этой необычной школе была Снегурочка.
Снеговики очень любили перемены, потому что во время короткого перерыва между уроками можно было поиграть в разные игры. Однажды Дед Мороз подарил своим юным помощникам волейбольный мяч, и они быстро освоили новую для них игру.
Но на одной из перемен случилась беда – мяч напоролся на гвоздь в заборе и лопнул. Снеговички поначалу расстроились, но на следующем уроке Морковкин заметил, что в шкафу на подставке стоит разноцветный мяч. Во время перемены Морковкин и Чайников добрались до этого мяча и открутили его от подставки. Хоть мяч и был твердым, они решили использовать его для игры.
Но почему-то Снегурочка, увидев, как они играют новым мячом, очень рассердилась и спросила, кто додумался взять из класса глобус? Снеговики не поняли, что такое глобус, и тогда Снегурочка объяснила им, что твердый разноцветный мяч и есть глобус. Видя, что ученики не понимают назначения глобуса, она устроила им урок географии.
На уроке Снегурочка рассказала снеговикам, что Земля круглая, и глобус – это ее маленькая модель. Еще она рассказала, что Земля крутится вокруг своей оси, а еще она вращается вокруг Солнца, из-за чего бывают день и ночь и сменяются времена года.
Урок получился очень интересным и после него Морковкин высказал Чайникову одно интересное предположение. Он решил, что если подпрыгнуть над Землей, то она прокрутится под ними и они окажутся в другом месте. Друзья решили провести эксперимент. Они отправились в поле и стали там подпрыгивать, но почему-то остались на месте.
Чайников высказал мысль, что надо подпрыгнуть повыше, и тогда Морковкин предложил использовать для этого трамплин на реке, который, правда, был еще недостроен. Друзья постарались поскорее достроить трамплин, а потом сели в санки и скатились с него. Они прыгнули так высоко, что оказались на другом берегу реки. Из случившегося снеговики сделали вывод, что Земля действительно вертится.
А когда друзья возвращались в деревню, Морковкин понял, что у него появилась мечта – он решил стать путешественником.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Усачева «История с географией» заключается в том, что необходимо много знать, чтобы не попасть впросак, как это случилась со снеговиками. Они не знали, что такое глобус, и решили, что это такой разноцветный мяч. Но после урока географии снеговики поняли свою ошибку и с интересом стали проверять знания, полученные на уроке.
Рассказ учит не быть излишне самоуверенным и не делать поспешных выводов. Морковкин и Чайников после прыжка на санях с трамплина поверили в то, что Земля вертится. Но причина их полета на другой берег реки была совсем другой, о чем друзья даже не подозревали, потому что знали еще слишком мало.
В рассказе мне понравились главные герои, Морковкин и Чайников, которые проявили интерес к знаниям, полученным на уроке географии, и в тот же день провели эксперимент, подтверждающий, по их мнению, вращение Земли вокруг своей оси.
Какие пословицы подходят к рассказу Усачева «История с географией»?
Доверяй, да проверяй.
Не всё то золото, что блестит.
Знание — половина ума.