Главный герой рассказа Михаила Зощенко «Хлорофилл» учится в школе, но из всех предметов ему интересны только зоология и ботаника. Учится герой рассказа неважно и даже по любимому предмету, ботанике, который он отлично знает, у него тройка.
Большое количество троек и двоек не способствует активности главного героя на уроках. Когда учитель ботаники задал вопрос о том, почему листья имеют зеленый цвет, никто из учеников не смог ему ответить. Тогда учитель сказал, что поставит пятерку тому, кто знает ответ.
Герой рассказа знал ответ на вопрос, но ему не нужна была пятерка. Он считал, что среди его многочисленных двоек и троек пятерка будет неуместна. Однако, после того, как на вопрос учителя не смог дать ответ первый ученик класса, герой рассказа поднял руку, после чего встал и рассказал, что цвет листьев определяется красящим веществом под названием хлорофилл.
Учитель был готов поставить ему пятерку, но перед этим он поинтересовался, почему ученик не поднял руку сразу? Сначала учитель предположил, что тот не сразу вспомнил ответ, на что ученик возразил, что ответ он помнил. Тогда учитель подумал, что этот мальчик хотел быть выше первых учеников. Ответом учителю было молчание. Учитель пятерку поставил, но при этом укоризненно покачал головой.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Хлорофилл» заключается в том, что некоторым ученикам, имеющим способности к определенным предметам и неплохие знания по этим предметам, не хватает силы воли на планомерную учебу. Герой рассказа хорошо знает ботанику, но имеет по этому предмету тройки и не хочет отвечать на вопрос учителя, чтобы получить пятерку. Лишь неспособность первого ученика дать правильный ответ заставляет главного героя поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя.
Рассказ учит не быть безвольным, не принижать себя и не идти на поводу у ложной скромности.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Хлорофилл»?
Знание – половина ума.
Кто много знает, с того много спрашивается.