Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Учитель истории» — ученик и учитель. Учитель истории почему-то недолюбливал одного ученика, и когда вызывал его отвечать, произносил фамилию мальчика нарочито неприятным тоном. Прочие ученики при этом начинали визжать и пищать, поддерживая поведение учителя.
Однажды, когда ученик в очередной раз отвечал урок, учитель истории спросил его, что такое «банкет»? Ученик растерялся, и, хотя знал ответ, не смог ничего ответить. Учитель в очередной раз выставил ученика в неприглядном свете перед всем классом, после чего поставил ему двойку.
После урока ученик бросился вдогонку за учителем. Увидев, что ученик крайне взволнован, учитель стал говорить ему, что в конце четверти повторно спросит его и вытянет на тройку.
Но ученика волновала не оценка. Он сказал, что если учитель еще раз вызовет его подобным образом, с насмешкой, то тогда он плюнет в него. Услышав такие слова, учитель истории поначалу рассердился, и хотел отвести ученика к директору, но потом он передумал и велел мальчику возвращаться в класс.
Ученик подумал, что его выгонят из гимназии за дерзкие слова, сказанные учителю. Но через несколько дней учитель истории, вызывая его к доске, произнес фамилию ученика очень тихо. Когда же весь класс начал по привычке визжать, учитель ударил кулаком по столу и окриком велел всем соблюдать тишину.
Во время ответа ученик думал о том, что учитель не стал жаловаться на него директору. От волнения в глазах ученика появились слезы. Видя это, учитель попросил его не волноваться и поставил тройку.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Учитель истории» заключается в том, что некорректное поведение, насмешки недопустимы, особенно, если сильный насмехается над слабым. Учитель истории без всякого повода насмехался над учеником, пока тот не потребовал прекратить насмешки. Учитель, подумав, понял, что был неправ, и изменил свое отношение к этому ученику.
Рассказ учит в любой ситуации отстаивать свою честь и достоинство. Ученик не имел права дерзить учителю истории, но он больше не мог терпеть насмешки над собой и высказал учителю свои претензии, рискуя быть исключенным из гимназии.
В рассказе мне понравился ученик, который сумел отстоять свою честь и не позволил смеяться над собой.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Учитель истории»?
Где есть понимание, там нет места насмешке.
Нужно быть умеренным в шутках.
Угроза сильнее её исполнения.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.