Главные герои рассказа Марка Тарловского «Причины поражения» — школьник по фамилии Бабкин и учитель истории Павел Александрович. Однажды Павел Александрович вызвал к доске соседа Бабкина по парте, Зонтикова и попросил того рассказать о восстании Спартака. Но Зонтиков ничего не мог вспомнить по этой теме и Павел Александрович поставил ему двойку. Потом он вызвал Бабкина, который тоже не выучил урок, и тоже получил двойку.
После этого случая Бабкин решил на историю больше не ходить, и Зонтиков поддержал его. Два друга решили устроить свое восстание против уроков истории. Однако на следующий день директор школы после занятий дал им поручение – отнести письмо Павлу Александровичу домой.
Ребята дошли до дома, где жил учитель истории, и нашли его квартиру. Но потом Зонтиков неожиданно втолкнул Бабкина в квартиру, а сам убежал. На шум вышел Павел Александрович и поздоровался с учеником. Бабкин передал ему конверт, а историк неожиданно пригласил своего ученика пить чай. К чаю он подготовил бутерброды с колбасой.
На протяжении всего чаепития Бабкин ждал, что учитель сейчас начнет ему задавать вопросы по истории, но этого не происходило. Потом он увидел на стене в комнате карту Римской империи и сказал, что она выглядит как-то по-другому, не так, как в классе. Бабкин даже нашел на этой карте Рим. Потом он спешно засобирался домой, сказав, что ему надо решать задачу по математике.
На следующий день Зонтиков перед уроком истории спросил у Бабкина, куда они направятся вместо урока? Но Бабкин сказал, что он передумал и друзья пошли в класс. Вскоре пришел Павел Александрович и повесил на стену карту. Заметив Бабкина, он ему улыбнулся, после чего Бабкин смутился и покраснел. Потом Бабкин наклонился к Зонтикову и прошептал, что вчера он вместе с учителем истории ел колбасу.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Тарловского «Причины поражения» заключается в том, что на отношение к какому либо делу влияет человеческий фактор. Ученик Бабкин равнодушно относился к урокам истории и получал двойки. Так было до тех пор, пока он не побывал дома у учителя истории, который проявил к визитеру уважение и угостил Бабкина чаем и колбасой. Бабкин понял, что учитель – такой же человек, как и они, ученики. Поэтому Бабкин передумал прогуливать уроки истории.
Рассказ Тарловского «Причины поражения» учит ответственно относиться к учебе, никогда не пропускать уроки и уважать учителей.
В рассказе мне понравился учитель Павел Александрович, который уважительно отнесся к ученику, принесшему письмо. Он пригласил его в дом и угостил чаем, как настоящего гостя.
Какие пословицы подходят к рассказу Тарловского «Причины поражения»?
Добро того учить, кто слушает.
Добрый гость хозяину приятен.
Всякий человек любит уважение.