В рассказе «Сверху вниз, наискосок» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» главный герой, Денис и его друзья, Мишка и Аленка, летним днем играли во дворе. Неподалеку от них девушки-маляры красили дом. Вскоре они ушли обедать. Во дворе осталась стоять бочка с краской. В бочку был опущен шланг, а рядом стоял насос.
Не обратить внимание на такое развлечение любопытные дети просто не могли. Сначала они поспорили между собой о том, пойдет или нет краска, если покачать насос. Затем деятельный Мишка решительно взялся за насос и начал качать. Из шланга, на конце которого был распылитель, полетела краска. Сначала ребята навели струю на стену дома и полюбовались красивым коричневым пятном, которое возникло на стене.
Потом Аленка подставила ногу под струю и нога тоже окрасилась в коричневый цвет. Тут же ей покрасили вторую ногу, а вскоре вся Аленка была покрыта краской с ног до головы. Мишка, продолжая качать насос, крикнул Денису, чтобы тот красил белье, которое сохло на веревке. На покраску белья ушло совсем немного времени. После этого юные маляры переключились на входную дверь дома. В азарте Мишка кричал Денису, чтобы тот красил не абы как, а сверху вниз, потом снизу вверх и еще наискосок.
В этот момент из подъезда вышел управдом в красивом белом костюме. Попав под струю краски, он в недоумении остановился, а Дениска, слегка растерявшись, аккуратно поливал его краской сверху вниз, снизу вверх и наискосок. Мишка, не замечая ничего вокруг, самозабвенно качал насос, а рядом пританцовывала коричневая Аленка…
Конечно же, в результате всей троице здорово попало от родителей, а управдому пришлось покупать новый костюм. Но зато девушки-маляры потом сказали Дениске, чтобы он поскорее подрастал, и тогда они примут его к себе в бригаду маляром.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в том, что детское любопытство и стремление ребят осваивать все новое и незнакомое требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Стоит только отвлечься, оставить без присмотра какой-либо предмет, не предназначенный для детей, как тут же может случиться история, подобная той, что произошла с Дениской и его друзьями. Рассказ учит обдумывать возможные последствия своих действий до того, как начать действовать.
В рассказе Драгунского «Сверху вниз, наискосок» мне понравились девушки-маляры, которые с юмором отнеслись к случившемуся и по достоинству оценили то чувство вдохновения, с которым Дениска красил все, что попадало ему на глаза.
Какие пословицы подходят к рассказу «Сверху вниз, наискосок»?
Гляди глазами, да не тронь руками.
Делу время, потехе – час.
Кто кашу заварил, тот ее и расхлебывает.