Главные герои рассказа Никонова «Воробушек» из цикла «Три рассказа Татьяны Сергеевны» — учительница Татьяна Сергеевна и ученик четверного класса Миша Сафиуллин. Миша относился к той категории учеников, которые учатся неважно, но при этом не хулиганят. Он всегда перебивался с двойки на тройку, и Татьяна Сергеевна решила разобраться, чем это вызвано. Она узнала, что мать Миши работает уборщицей на двух работах, а отец любит выпить.
Татьяна Сергеевна сходила домой к родителям Миши и поговорила с его отцом. Это возымело воздействие, мальчик стал меньше прогуливать и приходил на уроки в более опрятном виде. А когда Татьяна Сергеевна устроила его в группу продленного дня, мальчик совсем повеселел.
Особой страстью Миши были животные. Однажды зимой, во время сильных морозов, занятия были отменены, и в школе было пусто. Татьяна Сергеевна уже думала, что так никто из учеников и не придет, но неожиданно пришел Миша. Он был без варежек. Учительница стала его расспрашивать и выяснила, что по дороге в школу Миша подобрал на улице замерзшего воробья и поместил его в свою варежку.
Татьяна Сергеевна отвела Мишу в класс и посадила его отогреваться у батареи, а сама отправилась в буфет и взяла там чаю и булочек. Она напоила Мишу горячим чаем, а воробью Миша насыпал крошек, которые тот жадно стал клевать. Когда Миша согрелся, он попрощался, забрал воробья и ушел.
Через какое-то время Миша вновь стал прогуливать уроки. Ребята сказали, что он кормит какую-то собаку. Однажды Татьяна Сергеевна вошла в класс и по лицам ребят поняла, что случилось что-то необычное. Оказалось, что Миша принес в школу щенка. Мальчик пояснил, что под колесами трамвая погибла собака, у которой было несколько щенков. Миша почти всем щенкам нашел хозяев, а одного так и не удалось пристроить. Дома ему щенка не разрешали заводить, и мальчик принес его в школу.
Татьяна Сергеевна посмотрела на Мишу и увидела в нем не тихого двоечника, а настоящего заботливого человека. Она не стала ругать Мишу, а сказала ему, что во дворе школы есть будка, куда Миша может поселить щенка, который теперь будет жить при школе. Миша обрадовался и побежал устраивать своего питомца. После этого случая ученики стали смотреть на Татьяну Сергеевну по-доброму.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Никонова «Воробушек» заключается в том, что в любом человеке важно распознать его положительные черты. Учительница Татьяна Сергеевна сумела увидеть в тихом двоечнике Мише Сафиуллине заботливого человека, который всегда готов пройти на помощь.
Рассказ Никонова «Воробушек» учит быть внимательным к людям, особенно к детям, уметь распознавать в них хорошие и добрые черты.
В рассказе мне понравился Миша Сафиуллин, который спас воробья во время морозов и позаботился о щенках, оставшихся без матери. Миша — человек сопереживательный, это хорошо. Но нужно еще понять, что школу прогуливать нельзя, а учебу надо подтянуть. Учеба — это главный труд школьника, и к ней надо относиться серьезно, с пониманием.
Какие пословицы подходят к рассказу Никонова «Воробушек»?
Чужая душа — потемки.
Доброе дело добрый человек затевает.
Доверие дороже золота.