Главные герои рассказа Сергея Махотина «Гомер» – два школьника. Во время урока истории на учебник, что лежал на парте, взобрался жучок. Он пополз по карте Древнего мира и два друга с увлечением наблюдали за перемещениями жучка, направляя его путь с помощью линейки. Один из школьников, которого звали Юрой, даже успел придумать жучку имя – Гомер.
Мальчики так увлеклись игрой с Гомером, что не заметили, как к ним подошел учитель, который резко захлопнул учебник. Юра, вздрогнув от испуга, громко сказал, что учитель раздавил Гомера. Этой фразой он вызвал смех в классе. А потом Юра, видимо от испуга, начал икать, и учитель отправил его попить водички. За Юру попытался вступиться его друг, но учитель его тоже выдворил из класса.
Но история на этом не закончилась. Через пару дней, когда снова был урок истории, Юра опять начал икать, едва в класс вошел учитель. В итоге, учитель снова выгнал Юру, а после урока обоих учеников вызвали к директрисе.
Юра попытался объяснить ей, что он икает от того, что у него на учителя истории иммунитет. Скорее всего, он пытался сказать, что у него аллергия, но перепутал слова. Когда в кабинет вошел учитель истории, Юра снова начал икать, подтверждая делом свои слова.
Юрин друг решил за него вступиться и сказал, что во всем виноват Гомер, который заразил Юру икотой. После этих слов директриса как-то странно посмотрела сначала на ребят, а потом на учителя истории. Учитель почему-то стал весь красный и даже перестал дышать. Потом он замахал руками и выбежал из кабинета.
Юра решил было , что заразил учителя истории икотой, но директриса, немного подумав, рассказала, что Гомер – это университетское прозвище учителя истории, который, будучи еще студентом, самостоятельно выучил древнегреческий язык. Она добавила, что такому талантливому человеку следовало бы заниматься наукой, а он вместо этого мучается с нерадивыми учениками. После этого директриса отпустила ребят.
А когда мальчики шли по коридору, они увидели в окно, что учитель стоит на школьном крыльце без пальто и без шапки, а на его непокрытую голову ложится снег.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Махотина «Гомер» заключается в том, что при недостатке информации, человек может, сам того не ведая, обидеть другого человека. Два ученика во время урока истории забавлялись с жучком, которого назвали Гомером. Но ребята не знали, что Гомер – это студенческое прозвище их учителя, и учитель обиделся на них, думая, что ученики над ним смеются.
Рассказ учит серьезно относиться к учебе и не отвлекаться во время урока на посторонние занятия, как это сделали герои рассказа.
В рассказе мне понравился Юрин друг, который пытался помочь Юре выпутаться из сложившейся ситуации, но сам, в итоге, оказался в числе виноватых.
Какие пословицы подходят к рассказу Махотина «Гомер»?
Делу время, потехе час.
Язык мой – враг мой.
Всякому своя обида горька.