Главный герой рассказа Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел» — школьник, который решил прогулять занятия в школе по случаю прекрасной весенней погоды. Он спрятал портфель под лестницу и вышел на улицу.
Поначалу школьник решил прогуляться по проспекту. Просто так гулять ему быстро надоело, и он стал смотреть, чем занимаются люди вокруг. Увидев, как человек ремонтирует автомобиль, герой рассказа заговорил с ним. Человек предложил школьнику помочь с починкой автомобиля. Но школьник сказал, что не умеет чинить машины и ушел.
Через какое-то время прогульщику стало скучно, и он попробовал залезть на строительные леса, но рабочие прогнали его. Тогда школьник решил покататься на трамвае. После того, как он проехал полный круг, кондукторша потребовала у него снова оплатить проезд, но у героя рассказа денег больше не было.
Кондукторша высказала предположение, что он прогуливает уроки. Мальчик удивился ее проницательности, но кондукторша пояснила, что все школьники веселые, а он как будто горчицей объелся. Прогульщик сказал кондукторше, что он горчицу не ел и вышел из трамвая.
Потом он стал смотреть, как экскаваторы роют ковшами землю. Школьнику захотелось побывать в кабине такого экскаватора, и тут один из них остановился, и экскаваторщик сказал мальчику, что он близко стоит и может попасть в ковш. Тогда прогульщик сказал ему, что хотел бы поработать на экскаваторе. Экскаваторщик ответил ему, что для этого надо учиться и, махнув на мальчика рукой, полез в кабину.
А школьник пошел прочь по улице и стал думать о том, что ему почему-то очень скучно.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Голявкина «Никакой я горчицы не ел» заключается в том, что бездельники ничего никогда не смогут добиться, потому что для любого серьезного дела требуются знания и трудолюбие.
Рассказ Голявкина «Никакой я горчицы не ел» учит быть трудолюбивым и ответственно относиться к учебе в школе.
В рассказе мне понравилась кондукторша, которая догадалась, что герой рассказа прогуливает занятия в школе, посмотрев на его выражение лица. Скука — это сестра лености. Лекарство от скуки — это учёба, труд. Когда человек учится, трудится, то работает его мозг, руки. Человек нацелен на достижение какого-то результата. Ему некогда скучать. К сожалению, главный герой рассказа пока не понял, что учёба — это главный труд школьника. А труд приносит радость, удовлетворение. Труд — это лекарство от всех печалей и скуки. Школа, учителя дают знания. Нужно цепляться за знания, максимально усваивать то, что дают педагоги. Знания — это бесценный дар.
Какие пословицы подходят к рассказу Голявкина «Никакой я горчицы не ел»?
Где лодырь ходит, там земля не родит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Знание приобретешь — не пропадешь.