Родина Антона Павловича Чехова — город на Азовском море, Таганрог, утопающий в зелени, отличающийся особой здоровой свежестью воздуха. В Таганроге Чехов родился, провел свое детство и ученические годы. На одной из тихих улиц Таганрога с маленькими кирпичными домиками и длинными деревянными заборами, стояла лавочка отца писателя, Павла Егоровича Чехова, со старенькой вывеской над дверью.
В этом же домике жила вся семья Чеховых
, состоявшая из сурового, богомольного отца, добродушной матери, пяти сыновей и одной дочери. Антон был третьим сыном. Отец Чехова в молодости служил «молодцом» — приказчиком в лавке таганрогского купца Кобылина, служил долго, и к тридцати годам скопил денег, приобрел собственную бакалейную лавочку, женился и зажил потихоньку. Получил звание купца 2-ой гильдии и мечтал о том, чтобы сыновей вывести в люди и сделать их зажиточными и уважаемыми людьми. И не снилось Павлу Егоровичу, что сын его Антоша пренебрежет всеми профессиями, о которых мечтал отец, и выберет себе неведомое для почтенного купца занятие — писательство, достигнув славы и великого почета.
Заботы отца доставляли детям много страданий. Слишком суров и требователен был отец. Сам он прошел жестокую школу жизни, не знал радостей и всю жизнь думал о деньгах и о хлебе. Знал Павел Егорович хорошо, что значит «нуждаться», и все силы направлял к одному — обеспечить детей.
Как-то раз небогатый помещик, давно задолжавший Павлу Егоровичу, вдруг по случаю урожая вернул одолженную сумму. Эти нечаянно свалившиеся деньги и решено было потратить на учение детей.
Братья Чеховы, Антоша и Николай, попали в греческое училище. В нём осваивали грамоту только дети греков. Всюду слышалась греческая речь. Растерявшиеся братья Чеховы робко жались в угол. Один из шалунов тут же щелкнул Антона и пригнул его голову к скамье. Остальные шалили или убегали из школы.
В греческом заведении учиться было тяжело — Николай и Антон ничего не понимали в греческой азбуке. Название букв никак не запоминалось.
Много позже Чехов говорил, что детства у него не было: учение было непонятным, а ещё надо было добывать заработок, усиленно работать. В конце концов, учение в греческом училище прекратилось – на каком-то этапе комедия мучений, а не учений была раскрыта. Время и деньги были потрачены зря.
Павел Егорович знал, что без образования детям в жизни будет нелегко. Поэтому он принял решение отдать Антошу в классическую гимназию. За гимназию очень стояла мать. Да и делать больше ничего не оставалось.
Антоша расстается навсегда с греческим училищем, поступает в гимназию, где нового ученика ждут новые испытания. И вот уже форма мальчика — черная рубашка с металлическими пуговицами, и серое форменное пальто, на голове синяя фуражка с гербом. На плечи взваливает Антоша ранец с книжками, тетрадями, карандашами и ручками и, согнувши узкие плечи, понурившись, бредет по длинным, безлюдным улицам к большому скверу, обсаженному тополями и кленами, в конце которого высится белый дом с надписью, по синему фону золотыми буквами: «Гимназия».
Антоша не только учится — бойко идёт торговля в лавке, приходится ещё по настоянию отца и в церковном хоре петь. В хоре недоставало альта, и сыновья старика Чехова, Антоша и Николай, вошли в хор в качестве альтов.
В четвёртом часу Антон приходил из гимназии и сразу начинал готовить уроки на следующий день. Потом он работал в лавке, и в свободное от торговли время продолжал делать уроки. Ночью отец будил детей – начинались ночные спевки в хоре, разучивание церковных мотивов.
В Таганроге есть дворец, где провел в невероятно скромной обстановке последние свои дни император Александр Павлович. Он умер в Таганроге. При дворце была церковь. Именно в ней в своё время приходилось петь во время службы Антону Чехову с отцом и братом.
Антон Павлович Чехов рано узнал разнообразные стороны человеческого быта, которые он потом мастерски описывал. Одна лавка отца чего стоила! Безусловно, и уклад родного города, и условия жизни Чехова в детстве имели большое значение для писателя в будущем. В своих произведениях Чехов достоверно показывал серенький быт, сереньких людей и их обыденную жизнь.
Чехов очень любил свой родной город и, уже став знаменитым писателем, не раз приезжал в Таганрог. Он вспоминал своё грустное детство, спешил обойти дорогие сердцу места.
Ещё не окончив гимназии, Чехов стал давать уроки, зарабатывая себе на жизнь и помогая семье.
Трудной, сложной была жизнь Чехова. Всегда приходилось ему бороться за хлеб насущный. Поступив в университет, юноша продолжал давать уроки и писал в мелких изданиях, зарабатывая гроши. Таким образом он жил, продолжал помогать родным. Неудивительно, что тяжелая жизнь рано надорвала его силы.
Последние годы жизни, когда он был обеспечен, не могли ему вернуть того, что было потеряно в ранние годы. И, быть может, именно тяжелые впечатления детства сделали его таким чутким к жизни.
«Великий художник и мастер слова Чехов всегда перед нами все тот же — одинаково интересующийся жизнью во всех ее проявлениях. Перед ним огромная задача — уловить на свою картину эту окружающую нас сложную действительность, разобраться в путанице ее отношений, ее слезах и смехе», — из журнала «Для всех», март 1903 года.