19 октября 1811 года Царскосельский лицей, созданный по указу императора Александра I, принял первых учеников. Император был всерьез заинтересован идеей подготовки высших государственных чиновников. Ведь главная цель, которая ставилась при открытии Царскосельского лицея — это воспитание государственных служащих высшего ранга, дипломатов и военных новой формации из детей дворянского сословия.
Огромную роль в открытии Лицея сыграл М.М.Сперанский, который со свойственной ему проницательностью осознавал, что России нужны высокообразованные люди с новым мышлением и внутренней свободой. Для работы в Лицее были привлечены лучшие преподаватели во главе с прогрессивным директором, просветителем Василием Федоровичем Малиновским, сын которого, Иван, стал воспитанником этого учебного заведения. Среди друзей Ивана был и Александр Пушкин.
Трудно переоценить ту роль, которую сыграли педагоги Царскосельского лицея в духовном и нравственном становлении поэта.
Кто были учителя Пушкина в Лицее?
Одним из самых молодых педагогов Лицея был Николай Федорович Кошанский. В Лицее он преподавал русскую словесность и латинский язык. На момент открытия Лицея ему было всего тридцать лет, но он к тому времени уже многого добился. Он закончил с золотой медалью философский факультет Московского университета, имел докторское звание. Был автором целого ряда филологических работ. Кошанский побуждал лицеистов к творчеству, сам сочинял и переводил стихи. Он старался привить им вкус к прекрасному, показывая образцы из классических произведений древности. На его уроках лицеисты слушали рассказы и проводили анализ произведений авторов, современников лицеистов — Державина, Карамзина, Дмитриева, Жуковского. После окончания А.С.Пушкиным Лицея, Кошанский разбирал с учениками стихи молодого поэта.
Адъюнкт-профессор физических и математических наук Яков Иванович Карцов преподавал в Лицее арифметику, алгебру, геометрию, физику, черчение. Карцов был очень серьезным, одаренным, знающим человеком. Он тщательно подходил к выбору учебного материала. В Царскосельском лицее первостепенное внимание уделялось гуманитарным наукам, и ряд лицеистов математическими дисциплинами интересовались недостаточно. Оценивая знания Александра Пушкина в математике, преподаватель замечал, что тот приметных успехов не оказал. Надо отдать дань Якову Ивановичу Карцову, который всегда отличался педагогическим тактом, деликатностью, был гибок. Однажды, услышав неверный ответ на задачу, Карцов сказал Пушкину: «Садитесь и пишите свои стихи». До последнего дня своей жизни Карцов преподавал в Лицее.
Учитель французского языка и французской словесности, профессор Давид Иванович де Будри был умным, образованным человеком. Некоторое время он преподавал в Лицее риторику, вернее декламацию. Он окончил Женевскую академию со степенью кандидата богословия. Он был младшим братом выдающегося деятеля Французской революции Жана-Поля Марата. Де Будри отличался демократическим характером. К профессии педагога он подходил творчески. Желая дать ученикам как можно больше, он положил в основу усвоения иностранного языка живой разговор. Давид Иванович привлекал своих учеников к театральным постановкам. Он всегда стремился к новизне. Лицеисты с большим уважением относились к грамотному, ищущему педагогу. Пушкин с большим удовольствием посещал уроки де Будри, он был его лучшим учеником. Вдовствующая императрица Мария Федоровна оказывала свое покровительство де Будри. За верную службу в разное время она презентовала ему подарки.
Адъюнкт-профессор нравственных наук Куницын Александр Петрович был на шестнадцать лет старше Пушкина. Куницын закончил Педагогический Институт, был слушателем Геттингенского университета, то есть был по-европейски образован. Этот молодой человек, спокойный, прямой, как струна, с бледным лицом и звучным голосом, был блестящим педагогом. За Куницыным в Лицее закрепилась слава либерала. 19 октября 1811 года на торжественном открытии Лицея, где присутствовал император, Куницын выступал с речью. Адъюнкт-профессор говорил о «существе гражданских обязанностей», о «благе целого общества», о «причинах благоденствия и упадка государств». Оратор выступал с большим пафосом. После его речи император сказал министру: «Представьте к отличию».
В то время, когда открывался Лицей, высокопрофессиональных преподавателей в России в достаточном количестве не было, но было большое желание воспитать дворян, достойных и годных для ответственной государственной службы. Куницын был один из тех, кто мог дать многое, он обладал даром слова, умел увлечь учеников, имел живое воображение. Пушкин всерьез интересовался философскими и государственными науками, которые преподавал Куницын. Александр Сергеевич многому научился у Куницына, и спустя годы после окончания Лицея хранил о нем добрую память.
Преподавателем немецкого языка и немецкой словесности был профессор Фридрих Гауеншильд (Федор Матвеевич Гауеншильд). В связи с тем, что Гауеншильд владел русским языком в недостаточной мере, а лицеисты плохо понимали немецкий язык, преподавание немецкой словесности шло на французском языке. У Гауеншильда была досадная привычка всегда жевать лакрицу, что вызывало шутки у учеников Лицея. Освоение немецкой литературы у лицеистов шло слабо.
На время, когда педагог Кошанский поправлял своё здоровье, словесность и латинский язык в Лицее преподавал молодой профессор Галич Александр Иванович. В свое время он учился в Петербургском педагогическом институте, далее продолжил свое образование в одном из самых либеральных учебных заведений Европы — Геттингенском университете. Предложение преподавать в Царскосельском лицее было для Галича интересным, но неожиданным. Работа с лицеистами – это было для него ново, ему была более привычна взрослая аудитория. Потратив немало времени на уроках на рассуждения о жизни и чтение вслух русских книг, Александр Иванович останавливался, раскрывал заметки римского историка Корнелия Непота и говорил: «А теперь, господа, потреплем старика». Это выражение стало крылатым в среде лицеистов. В 1815 г. Александр Иванович оставил Лицей. Лицеисты тосковали без Галича и тешили себя надеждой, что он вернется.
Кайданов Иван Кузьмич преподавал в Лицее историю, географию и статистику. Профессор Кайданов с 1813 года включился в издание учебников по истории, по которым учились не только лицеисты от А.С.Пушкина до М.Е.Салтыкова-Щедрина, но и несколько поколений русских и иностранных гимназистов. Иван Кузьмич был предельно корректен с успевающими учениками, но крайне требователен к отстающим. Пушкин и его сокурсники по первому выпуску с добром вспоминали учителя истории.
Фотий Петрович Калинич, учитель чистописания, ставил своей целью выработать у учеников красивый каллиграфический почерк. Иметь превосходный почерк должен был каждый лицеист. Искусство каллиграфии удавалось Александру Горчакову, Вильгельму Кюхельбекеру, Константину Данзасу. Изящно мог писать и Александр Пушкин. Фотий Петрович Калинич умел не только красиво писать, но и красиво петь, он с радостью участвовал в хоре лицеистов и «служил юношеским басам очень полезною октавою».
Учить лицеистов рисованию был призван Сергей Гаврилович Чириков. Он преподавал не только изящные искусства, но и исполнял обязанности гувернера. Имел прозвище Герой Севера в честь сочиненной им поэмы с одноименным названием. Уроки С.Г. Чирикова принесли пользу — всех своих воспитанников он научил рисовать. Этот простой стихотворец и отличный учитель обладал спокойным и приятным характером. В нем было внутреннее достоинство, не позволяющее лицеистам переходить грань с шалостями. Воспитанники Царскосельского лицея относились к Сергею Гавриловичу сердечно и зачастую собирались у него в квартире для декламации стихов.
Александр Васильевич Вальвиль был в Лицее учителем фехтования. Он — автор трактата, изданного на русском и французском языках — «Рассуждение о искусстве владеть шпагою». Лицеисты Вальвиля очень уважали. Особо преуспевающими учениками были Александр Пушкин, Сергей Комовский, Аркадий Мартынов.
Учителя Пушкина в Лицее (список)
Николай Федорович Кошанский
Яков Иванович Карцов
Александр Петрович Куницын
Давид Иванович де Будри
Федор Матвеевич Гауеншильд
Александр Иванович Галич
Иван Кузьмич Кайданов
Фотий Петрович Калинич
Сергей Гаврилович Чириков (изящные науки)
Александр Васильевич Вальвиль (фехтование)
А. В. Крекшин (верховая езда)
Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (пение)
А.М.Пушкин (полевая фортификация)
Директора Лицея
1811- 1814 г.г. Малиновский Василий Федорович
1816 март – 1823 г.г. Энгельгардт Егор Антонович