Поэзия есть такая область искусства, конечную цель которой составляет поиск истины, так же, как и в науке. Но эта истина достигается путём предчувствий и глубокого проникновения в секреты мироздания и в секреты человеческой жизни.
Что касается человеческой жизни, поэзия, прежде всего, проникает в тайники нашей души. Такое высокое свойство поэзии должно находиться в связи с благородными качествами и самого поэта. Как избранный сосуд, поэт вмещает в себе всё лучшее, что природа дала человеку. Всё сказанное в высокой степени относится к Александру Сергеевичу Пушкину.
Основным мотивом лирической поэзии Пушкина является высокая идея человеческой личности, в частности – нравственная свобода личности с дарованными ей от природы правами сердца и ума.
Глубоко сознавая нравственную свободу личности, поэт применяет её к себе и своему поэтическому призванию:
«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;..
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…»
(из стихотворения «Поэту»)
Та же свобода и независимость выражается и в отношении поэта к сильным мира сего:
«На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил,
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил».
(из стихотворения «К Н.Я.Плюсковой»)
При таких воззрениях на свободу и независимость личности, трудно оставаться среди большого света, ограничивающего эту свободу видимыми и невидимыми узами; и вот, обращаясь к своему другу, поэт говорит:
«Как ты, мой друг, в неопытные лета,
Опасною прельщенный суетой,
Терял я жизнь, и чувства, и покой;
Но угорел в чаду большого света
И отдохнуть убрался я домой».
(Из Послания к кн.Горчакову)
И вот здесь, в тени уединения, на просторе, поэт погружается в мир душевных своих ощущений и пользуется первым правом своего сердца – правом наслаждения прекрасным.
Выступив на первых порах своей поэтической деятельности с высокой проповедью о человеческой личности, её свободе и её правах, Пушкин не мог умолчать о той массе русского народа, которая была порабощена и тяготела в крепостном иге.
«Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца…»
(Из стихотворения «Деревня»)
А как была бы желанна свобода! В дальнейших строках, в патетическом экстазе поэт вопрошает:
«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»
(Из стихотворения «Деревня»)
Проблема свободы волновала Пушкина в течение всей его жизни. В послании своему другу Чаадаеву поэт пишет такие строки:
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы».
В 1818 году увидела свет эта одна из самых пламенных песен, настоящая ода свободе – «К Чаадаеву». В ней чётко прослеживается вера Пушкина в столь сладостную свободу. «Россия вспрянет ото сна», вспрянет каждый человек. Только пробуждению этому мешает “гнет власти роковой”. Но если не замахиваться на большое, если не верить в свободу, то её и не будет. «Товарищ, верь…». Пушкин искренне верил и жаждал свободы.
И вот апогей. Итог своей поэтической деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
Да, славить в жестокий век свободу и воспевать права личности – это такой гражданский подвиг, который совершит не каждый. Честь и слава великому поэту, певцу добра, красоты и свободы!