19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, уникальное учебное заведение, в котором по замыслу императора Александра I должны были учиться, кроме детей дворян, и его братья, великие князья Николай и Михаил. Но эта идея Александра I осталась только на уровне идеи, так как вдовствующая императрица Мария Федоровна не решилась на то, чтобы её сыновья грызли гранит науки вместе с другими детьми. Таким образом, лицеист Александр Пушкин, избежал участи учиться вместе с будущим императором Николаем I. Его соратниками стали не великие князья, а совсем другие люди.
Кто были друзья Пушкина по Лицею?
Вильгельм Кюхельбекер, худой, нескладный, длинный мальчик, довольно вспыльчивый, честолюбивый. В Лицее он часто был объектом насмешек за свои странные стихи и не менее странные манеры. Вили сочинял не только стихи, но и баллады, народные песни. Пушкин писал на него эпиграммы. Но Вильгельм в полной мере никогда не сердился на Александра. Он относился к нему тепло, с уважением. Пушкин писал отличные стихи, и кроме того, он защищал Вильгельма от излишних нападок лицеистов. Успокаивал его, призывал к миру. Кюхельбекер очень ценил поддержку Пушкина. Свою дружбу эти два незаурядных человека пронесли через всю жизнь.
Ивана Пущина привез в Лицей адмирал Петр Иванович Пущин. Иван Пущин и Александр Пушкин подружились с первых дней существования Лицея. Пущин был отличным другом. Он был искренний, добрый, прямой. С ним было легко и просто. Его открытость и неподдельность нравились не только Пушкину, но и другим лицеистам. Пущин хорошо учился, природа не обделила его талантами. Отзывы учителей о Пущине были самые лестные. Учителя арифметики, логики, географии, истории, российского, французского, немецкого языков давали ему самые лучшие характеристики. Пушкин уважал Пущина, они сообщали друг другу свои мысли, делились впечатлениями, обсуждали проблемы. Несмотря на то, что в определенный момент времени их пути разошлись, Пушкин никогда не забывал своего друга, вспоминал о нем в последние минуты жизни.
К Антону Дельвигу у Пушкина было особое отношение – сердечное, доброе. Дельвиг был бледным, пухлым мальчиком, с сонным лицом, передвигающийся неохотно и неуверенно. Но именно Дельвиг с присущей ему проницательностью первым угадал в Пушкине гения, за что будущий великий поэт был ему благодарен. Но не только благодарность соединила этих двух лицеистов. Их связывала настоящая, истинная дружба, братство, основанное на взаимном понимании и уважении. Дельвиг был свой по поэтическим делам, по мировосприятию. Пушкин не раз упоминал имя Дельвига в своих произведениях. Он по-настоящему ценил литературное дарование друга. По воспоминаниям друзей, Пушкин любил Дельвига искреннее всех.
Иван Малиновский — сын первого директора Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Василий Федорович был русским просветителем, дипломатом, педагогом. Он стоял у истоков Лицея. Его старший сын, Иван, был способным и старательным учеником. Он имел нрав живой, добродушный. Был хороших правил. Любил природу. Умел признавать свои ошибки, отличался склонностью к размышлениям. Пушкин называл его «приятелем задушевным», с ним никогда не было скучно, он был задорным и искренним юношей. Иван был старше Александра на три года. Малиновский всегда был верен Пушкину.
Миша Яковлев, Мишель, черненький, вертлявый мальчишка, который вечно гримасничал, шутил, был у всех на виду. Лицеисты поражались его дару перевоплощения. Ученики покатывались со смеху, глядя на его пародии. Мишель передразнивал лицеистов Кюхельбекера, Есакова, Дельвига, преподавателей Куницына, Будри. Миша Яковлев довел шутовство до совершенства. Но шутовские проказы не мешали Михаилу к учебе относиться ответственно, прилежно. Мальчики называли Яковлева «лицейским старостой». Миша Яковлев рано полюбил русскую словесность, он вошел в лицейский литературный кружок, возглавляемый Пушкиным. Литературное дело здорово сблизило двух однокашников.
Длительные дружеские отношения связывали Пушкина с будущим полярным исследователем Федором Матюшкиным. Они зародились в Лицее, но не ограничились его рамками. Перед отправкой в 1817 г. в первое кругосветное плавание Матюшкин принял от Пушкина серьезные наставления о том, как вести журнал путешествия. Именно ему, Федору Федоровичу Матюшкину, Пушкин посвятил следующие строки:
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О, волн и бурь любимое дитя!
Из стихотворения «19 октября»
Матюшкин был скромен, вежлив, искренен, с хорошим, добрым нравом. В Лицее он очень быстро обнаружил недюжинные способности к истории и географии.
Комовский Сергей Дмитриевич — товарищ Пушкина по Лицею. Имел не самые лестные прозвища — Фискал, Смола, Лисичка. Лисичкой его прозвали за то, что он был хитёр и шустр, а Смолой — за назойливую привычку приставать к лицеистам и к воспитателям по всевозможным поводам. После окончания Лицея Комовский вел дела в Департаменте народного просвещения. Сергей Дмитриевич всегда приходил на лицейские годовщины, где встречался с Пушкиным. О минутах творческих порывов Пушкина в Лицее Комовский писал, что тот уходил в самый уединенный угол комнаты, лицо его то хмурилось, то прояснялось в зависимости от посещаемых дум. Он с пламенным взором читал про себя написанное. Пушкин творил.
Князь Александр Михайлович Горчаков, будущий глава русского внешнеполитического ведомства. Он был на год старше Пушкина. В Лицее все знали, у Горчакова высокие связи, и по окончании учебного заведения он пойдет по иностранным делам. Горчаков был умен, рассудителен, здравомыслящ, имел респектабельную внешность. У него были такие таланты, которые ставили его выше других лицеистов. Пушкин был гениально одарен, Горчаков незауряден, и эти двое молодых людей на каком-то этапе стали интересны друг другу.
О Горчакове Пушкин писал:
«Питомец мод, большого света друг,
Обычаев блестящий наблюдатель…»
Илличевский Алексей Демьянович, по-лицейски Олосенька, остроумный, веселый мальчик. Он хорошо владел стихом, сочинял гладко, без сучка и задоринки. На поэтическом поприще в Лицее соревновался с Пушкиным. Он придумал себе оригинальный псевдоним: «-ийший». Олосенька подсмеивался над Кюхельбекером, оказывал поддержку Дельвигу, а Пушкину втайне остро завидовал. Кюхельбекеру стихи Илличевского не нравились. Не нравилась их правильность, гладкость, были они какие-то, по его мнению, неживые. Пушкин не поддерживал этого мнения Вильгельма, он говорил, что каждый идет своим путем. В Лицее Илличевский друзей не имел, он был осторожен, даже подозрителен, расчетлив, себялюбив. Илличевский был себе но уме, но в остроте ума ему не откажешь. Именно он сказал, что лучи славы Пушкина будут отсвечиваться и в его товарищах.
Сильвестр Францевич Броглио, потомок знатных, но обнищавших сардинских графов. Он не преуспел в науках, зато преуспел в шалостях. Чем-то он был симпатичен Пушкину. Он был с хорошей фантазией, щедр на веселье, на ласковые увещания был очень отзывчив.
Корф Модест Андреевич, Модя, сын барона Андрея Фёдоровича Корфа. Другом Пушкина Корфа назвать нельзя. Но он – лицейский сокурсник поэта и его современник. Корф сам писал, что его связь с Пушкиным была лишь приятельской. Известен случай, когда царь вызвал к себе директора Лицея Энгельгарда (второй директор Царскосельского лицея) и заявил о том, что лицеистам надобно дежурить при царице. Ряду учеников, в том числе Пущину и Кюхельбекеру, это показалось унизительным, но Корф воспринял эту новость с интересом. Корф оставил воспоминания о Пушкине, которым можно дать следующую характеристику — недружелюбно-пристрастные.
Друзья Пушкина по Лицею (список)
Кюхельбекер Вильгельм
Пущин Иван
Дельвиг Антон
Малиновский Иван
Яковлев Михаил
Матюшкин Федор
Комовский Сергей
Горчаков Александр
Илличевский Алексей
Броглио Сильвестр