Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»

Сенная площадь, XIX век

Стихотворение Н.А.Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» относится к числу произведений с необычной судьбой. При жизни Некрасова оно издано не было, нет сведений и о том, предпринимал ли поэт какие-либо попытки к его опубликованию. Впервые стихотворение было издано в 1883 году, в альбоме Ольги Козловой. В этом альбоме с 1866 до 1882 год оставляли свои записи многие известные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гюго… 9 ноября 1873 года на 171 странице альбома сделал свою запись Некрасов. Он извещал о том, что перебрав архивы, обнаружил на клочке бумаги стихотворение, которое и приводит ниже. Насколько помнилось Некрасову, написано оно было в 1848 году. Речь идет о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом». После поэтического текста была приписка — поэт извинялся за то, что это произведение не подходит для изящного дамского альбома, но другого нового поэтического материала на данный момент нет.

Некоторые литературные эксперты, в частности М.Д.Эльзон, в результате тщательного, скрупулезного анализа, пришли к выводу, что восьмистишие «Вчерашний день, часу в шестом» сочинено Некрасовым в 1870-х годах, таким образом, произведение не принадлежит к раннему периоду творчества поэта.

Композиционно стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» делится на две строфы по четыре строки в каждой.

Обратимся к тексту стихотворения. В первой строфе лирический герой повествует о том, как он стал свидетелем мрачного события. Когда, где и какое событие довелось увидеть лирическому герою? Когда? Вчера, в шестом часу вечера. Где? На Сенной (площади). Какое событие? Молодую крестьянку били кнутом.

В начале второй строфы идёт продолжение рассказа лирического героя: пострадавшая не издала ни звука, слышен был лишь звук кнута. По отношению к кнуту употребляется нехарактерное слово «играя»; кнут не лютовал, не буйствовал, он… играл.

На этом первая смысловая часть стихотворения заканчивается. Со слов «И Музе я сказал…» начинается вторая смысловая часть произведения. Оценив увиденное, лирический герой обращается к Музе (его реакция не заставила себя ждать): «Гляди! Сестра твоя родная!»

Положены ли в основу этого стихотворения реальные события, связанные с молодой крестьянкой? Скорее всего, нет. С большой степенью вероятности можно сказать, что поэт не мог наблюдать то, о чем пишет. Ведь ещё в 1845 году «Уложением о наказаниях» кнут, мощное и суровое орудие, был отменен. Может быть, строгим орудием был не кнут, а розги? Но Некрасов, который с самого раннего детства видел много горя, был свидетелем тяжелых сцен, не мог перепутать кнут с розгами.

Скорее всего, не следует склоняться к упрощенному пониманию ситуации. То, о чем идет речь в первой смысловой части стихотворения, — это лишь повод, позволивший Некрасову перейти к обобщению. Финальные строки стихотворения – его кульминация – это и есть обобщение всего текста.

«И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Страдающая молодая женщина, крестьянка — родная сестра Музы. Это параллелизм, лежащий в основе рассматриваемого произведения. Сестры – кровные родственники, они в ответе друг за друга. Муза и страдающая крестьянка — сестры: такова точка зрения Некрасова.

Тема Музы красной нитью проходит через всё творчество Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» лирический герой обращает внимание Музы на происходящее, разъясняет ей её предназначение и судьбу.

Муза Некрасова не раз испытывала на себе цензурный гнет. Некрасов жил заботами и тревогами своего времени; он пристально наблюдал за всем, что происходит вокруг, стремился переосмыслить и отразить в своем творчестве. Многое в его поэтическом багаже было не по нраву царским цензорам. Цензурные корректировки и перечеркивания (кресты) хорошо были знакомы Некрасову.

На Сенной площади, где обычно толпился простой городской люд, случались публичные телесные наказания. Там были свои «кресты». Крестообразно делались удары по спине наказуемого. Подобно покалеченным спинам, является и образ Музы, находящейся под цензурным кнутом.

Обратим внимание на то, что молчала молодая крестьянка. Звуков она не издавала. Молчала. Молчала и Муза Некрасова в периоды активизации царской цензуры. Если и появлялись какие-то произведения, то с существенными цензурными искажениями. Часть авторского материала была перечеркнута крестами.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»: Муза и страдающая крестьянка — сестры. Муза несет на себе всю тяжесть доли народа и ответственности за него.

Основная тема стихотворения – поэт и цензура.

Преобладающее настроение в стихотворении:
Автор передаёт целую палитру взволнованных чувств, серьёзных переживаний. Чувства показаны в их предельном напряжении.

Главная особенность произведения – с этим стихотворением Некрасов прочно утвердился в мысли о кровной связи его поэзии с молодой крестьянкой и в ее лице со всем народом.

Жанр стихотворения – поэтический манифест.

Стихотворный размер произведения — разностопный ямб. Четные строки — трехстопные, нечетные — четырехстопные. Схема рифмовки строк перекрестная (абаб). Нечетные строки рифмуются мужской рифмой, четные — женской.

Средства художественной выразительности:
Эпитеты – «вчерашний день», «крестьянку молодую»

Метафоры – «бич свистал, играя»

Восклицание — «Гляди!»

Чем мне запомнилось стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом? Лаконичным изложением материала. Интересным ходом Некрасова, связанным с Музой. Общепринято, что Муза является к поэту и вдохновляет его на творчество. В этом стихотворении всё по-другому. Муза рядом с лирическим героем, и он указывает ей её роль. Муза Некрасова не отвлеченная, её ключевые качества – правдивость, способность к состраданию. Некрасов соединяет судьбу своей Музы с судьбой народа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.