Философские мотивы в произведениях классиков – не редкость. Философия приходит на помощь тогда, когда нужно лучше понять целостную систему «мир – человек». Кому, как ни поэту, человеку, остро чувствующему жизнь, обладающему удивительным даром выражать свои мысли в особой форме, не обратиться к размышлениям о взаимоотношениях индивида и общества, о смысле жизни, о истоках духовного развития и совершенства.
Обращался к философской тематике и поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
В.Г.Белинский писал о Лермонтове: «Сколько эстетического чутья в этом человеке…он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник»».
Для лирических произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы духовного одиночества, грусти. Почему такой настрой доминирует в творчестве поэта? Можно предположить, что это свойство его натуры. Но на самом деле это не так. Главная причина – это веяния того времени. Разрыв между реалиями мира и идеалом, видимым поэту, непреодолим. Каков этот идеал? Это сильный, свободный человек, готовый к подвигу.
Мотивы одиночества являются главными и всеобъемлющими в лирике Лермонтова («Никто не дорожит мной на земле», «И сам себе я в тягость, как другим» из «1831-го июня 11 дня»). Но они не сами по себе: вопросы духовного совершенства соседствуют с философическими вопросами — вопросами поиска цели жизни и смысла бытия.
У Лермонтова самым тесным образом связаны философия и любовь. Тема любви в творчестве Лермонтова довольно часто приобретает философскую окраску: лермонтовский стих — это не столько рассказ о возникшем чувстве, сколько рассуждение о любви. В стихах о любви Лермонтова поднимаются важнейшие философские вопросы.
Программная работа М.Ю.Лермонтова «Дума» — произведение в равной степени сатирическое и философское. Оно настраивает нас на серьёзные размышления.
Главная тема «Думы» — осуждение инертности и апатии современников. Да, времена непростые: жесточайшая политическая реакция, время господства «голубых мундиров». И, как следствие, — молодое поколение скептически относится к жизни, ставит под сомнение жизненные идеалы. Бездействие, понимание трагизма эпохи, ощущение пустоты и бессмысленности существования — и думается многим: у молодого поколения нет будущего.
«Будущее» всегда занимало особое место в философии и в человеческом мышлении вообще. Людям свойственно думать о будущем. И, если есть понимание, что будущего нет — то это страшно.
Для лирики Лермонтова характерны пессимистические интонации. Но истинный поэт глаголет не только о себе, вернее не столько о своём личном «я», сколько о своём современнике. И дело, собственно, не в пессимизме или тоске поэта, а в том, что стоит за этим.
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всем дойти до совершенства.
Пронзая будущего мрак,
Она, бессильная, страдает
И в настоящем всё не так,
Как бы хотелось ей, встречает.
Эти строки из стихотворения «Слава» (1830 или 1831 г.) проясняют истинную причину грусти и разочарований. Лермонтов был недоволен своим поколением («Печально я гляжу на наше поколенье») не потому, что был подвержен грустным думам, а потому, что тяготел к совершенству (стремление к совершенству — предмет философского анализа) и был человеком больших требований и устремлений.
Всё, о чем писал Лермонтов на протяжении своего короткого, но яркого творческого пути с его мыслями и чувствами, ошибками и прозрениями, пронизано философией. Никогда не писал он бездумно, ибо по натуре был глубоким философом. И к тому же Лермонтов прекрасно понимал, что всё, что происходит с ним, неразрывно связано и с его Родиной.