Петр Ильич Чайковский – русский композитор, человек, который раскрыл мир вечных ценностей, заложенных самой жизнью. Композитору было подвластно передавать самые тонкие человеческие чувства. Он отзывался своим творчеством на тревоги, проблемы обыкновенных людей.
Петр Ильич Чайковский – музыкант с большой буквы. Какое это великое слово «музыка»! До тех пор, пока слух человека будет готов к восприятию звуков, пока люди будут обладать способностью сопереживать, откликаться, любить, музыка П.И.Чайковского будет им ясна и близка.
П.И.Чайковский боролся за счастье людей, их нужды и заботы всегда были близки душе композитора. Это была поэтическая натура, обаятельная, приковывающая к себе всякого, с кем он встречался. Композитором П.И.Чайковским всегда владело желание общаться посредством музыки с возможно большим количеством людей.
Его мелодии, какую бы форму он для них ни выбрал, — симфонии, оперы, балеты, романсы, ноктюрны – везде находили и находят отклик в сердцах людей.
Кроме долгой композиторской карьеры, длившейся немалых двадцать восемь лет и составляющей основу славы Чайковского, следует упомянуть о трёх других областях его деятельности, из которых одна тоже имеет крупное значение и право на внимание, — это педагогическая. Хотя Чайковский и не особенно любил давать уроки, на это требовалось много сил и отвлекало от композиторской деятельности, тем не менее, он очень добросовестно относился к взятым на себя обязательствам. Он даже давал уроки бесплатно тем из своих учеников, которые или по бедности не в состоянии были платить ему за занятия, или обнаруживали выдающиеся способности.
Особая страница в творческой деятельности Чайковского – дирижерская. К ней он приступил довольно поздно, лишь в 1887 году. Тогда он имел большой успех на концерте, данном под его управлением петербургским филармоническим обществом. Успех на дирижерском поприще Чайковский воспринял как большую личную победу, но не только. Именно благодаря тому, что композитор преодолел свою робость, встал за дирижерский пульт, он посетил Дрезден, Копенгаген, Париж, Лондон, Прагу и везде имел громадный успех, являясь пропагандистом отечественной музыки. Кроме своих произведений, он играл произведения других русских авторов, и в этом нельзя не видеть большой его заслуги.
Одно время он пробовал писать критические статьи. Однако, убедившись в неудобстве совместительства двух непохожих областей, — творчества и критики, — он в скором времени прекратил работу в этой области.
По собственному признанию, Чайковский всегда старался выбирать для своих произведений такие сюжеты, в которых действуют настоящие люди, «чувствующие так же, как и я». Чайковский отрицал всякое «головное» творчество, заявляя, что самые ценные для всякого автора качества – правдивость и искренность. Только пережитое и прочувствованное внутри себя и передавал в звуках Чайковский.
Чайковский явился автором нескольких опер, в том числе «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка. К числу музыкально-сценических произведений относится также и музыка к пьесе «Снегурочка». Им написано три балета, восемь симфоний, а также сюиты, увертюры, концерты, романсы, песни, произведения для фортепиано и другие.
Чайковский ушел рано, далеко не высказав всего, что он мог ещё сказать. Хотя он и говаривал часто, что пора «перестать писать», тем не менее, он работал до последних дней. Незадолго до его ухода, появились новые романсы и фортепианные пьесы. И мог бы ещё обогатить нашу музыкальную литературу вдохновенными произведениями. Впрочем, сделанное им во всех отраслях композиции уже отвоевало ему почетную и завидную позицию в истории музыки вообще, в русской в особенности.