Потребность в подъеме тяжелых предметов на высоту возникла у людей еще тысячи лет назад. Сначала древние люди освоили такой простейший инструмент, как рычаг. В качестве рычага могла выступать простая палка, а для подъема очень тяжелых предметов рычагами служили длинные бревна. Затем люди придумали вороты и блоки, канаты и тросы, а также такое устройство, как полиспаст.
Ворот представлял собой цилиндр с рукояткой, который вращали вручную. При вращении на ворот наматывалась веревка или трос, на которых и поднимался груз. Понять, что такое ворот, можно, рассмотрев деревенский или дачный колодец. С помощью ворота из колодца поднимают ведро с водой.
Блок – это колесо с желобом, через которое перекинут трос. Блок закреплен на оси и может вращаться. Когда блок размещен на высоте, то стоящий на земле человек тянет веревку, перекинутую через блок, а к веревке прикреплен груз, который и необходимо поднять.
Полиспаст представляет собой две обоймы из блоков, между которыми особым образом натянуты канаты. Полиспаст позволяет уменьшить усилие, необходимое для поднятия груза. Чем больше блоков в обоймах полиспаста, тем легче поднимать груз.
Поначалу подъемные устройства закрепляли на необходимой высоте, например на стене возводимого здания. Но позднее, уже в средние века люди додумались до постройки отдельных, самостоятельных конструкций для подъема тяжестей на высоту. Это и были первые подъемные краны, при изготовлении которых использовались элементы, присущие и современным подъемным кранам.
Грузы вверх — вот это дело!
Кран поднимет грузы смело
На большую высоту,
Дом увидим за версту!
Автор: Ирис Ревю
У первых кранов была длинная стрела, которую можно было поворачивать в разные стороны, и угол наклона, которой можно было менять. На конце стрелы крепилась система блоков, через которые были протянуты тросы. Первые краны строились из дерева, а в движение их приводили вручную путем вращения специальных колес.
Затем краны стали изготавливать из стальных деталей, а подъемное усилие для них создавали паровые машины. С освоением электричества на подъемные краны стали устанавливать мощные электромоторы, которые и поднимают грузы.
Современные подъемные краны разделяются на два основных типа: краны со стрелой (стреловые) и мостовые краны. У стреловых кранов имеется стрела, которая или имеет большую длину и размещается на высокой поворотной башне, или же эта стрела является телескопической, то есть ее длина может увеличиваться.
Башенные краны применяются в основном на строительных площадках. Эти краны очень высокие. Их корпус может поворачиваться по вертикальной оси, а вдоль стрелы перемещается специальная тележка, на которой закрепляется подъемный механизм с блоками, тросами и крюками для захвата грузов.
Краны с телескопической стрелой обычно устанавливают на передвижной платформе – на автомобиле, на гусеничной платформе или на плавучей платформе. Такие краны способны быстро прибыть к месту подъема груза и поднять его на необходимую высоту.
Что касается мостовых кранов, то они применяются на промышленных предприятиях, на складах или в морских портах. Мостовой кран представляет собой длинную ферму (мост), торцы которой крепятся к тележкам, а тележки перемещаются по рельсам, закрепленным на стенах промышленного здания. Вдоль фермы мостового крана перемещается платформа с подъемным механизмом. Мостовые краны такого типа используют в закрытых производственных или складских помещениях.
Также к мостовым кранам относят и козловые краны, у которых ферма располагается на высоких опорах в виде буквы «А», а эти опоры перемещаются по рельсам. Козловые краны используют, в основном, на открытых промышленных площадках, а также при разгрузке железнодорожных платформ.
Современные подъемные краны играют большую роль во всех сферах деятельности человека: в строительстве, погрузке-разгрузке различных транспортных грузов и в промышленных цехах, где изготавливают тяжелые и крупные машины и механизмы.