Скоморохи – бродячие музыканты, комедианты, гусляры, острословы, фокусники ходили по Руси, развлекали честной народ, бояр, власть имущих. Их творчество было многогранным. В скоморошьих нарядах, необычных, ярких, нередко в масках, они исполняли шуточные песни, показывали сатирические сценки, играли на музыкальных инструментах, устраивали пляски, медвежью потеху, кукольные представления. В их выступлениях было много чего на злобу дня, они несли людям правду, открывали глаза на деятельность власть имущих. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством.Оно было свободно от церковного влияния, проникнуто «мирским» духом, весёлое и озорное.
А древнерусские баяны (бояны) – народные сказители, рассказывали напевными голосами чудесные истории про диво дивное, чудо чудное. Сказка в древней Руси называлась «басень». Вот баяны и баяли, говорили, рассказывали. Собирались вокруг них люди и слушали сказочные, волшебные истории. И даже цари любили их послушать. Три слепых баяна рассказывали сказки Ивану Грозному. В другое время баяны, облаченные в дорогие одежды, сказывали сказки царю Алексею Михайловичу.
Баян (боян) — тот, кто умеет баснословить, кого можно назвать краснобаем, байщиком, умеющим рассказывать сказки. Сказки сочинялись людьми, у которых к этому делу был талант. Народные сказители передавали сказки из уст в уста. Они меняли территории, и сказки шли в народ все дальше и дальше. Было и еще одно слово на Руси — «бахари», это те же баяны, сказители. Бродячих сказочников порой били, сказки их запрещались, доставалось им от властей. И в какой-то момент они пропали. Только сказки остались про волшебство и чудеса, про события невероятные, чародейные.
Доставалось и скоморохам. Не нравилась властям социальная сатира, обозначение недостатков, пьесы и песни на злобу дня. В 1648 году царь Алексей Михайлович выпустил указ, запрещающий скоморошество на Руси. Инвентарь их уничтожался, попадали скоморохи в неволю, преследовали их. Скоморошество, важное явление народной культуры на Руси, пропало.