По улицам современных городов, забавно громыхая, катятся по рельсам яркие вагоны, везущие пассажиров. Этот вид городского транспорта называется трамвай. Трамвай – младший брат электропоезда, который мы привыкли называть электричкой. Но в отличие от электрички, состоящей из нескольких вагонов, у трамвая их всего один или два.
Предком трамвая была конка – городская железная дорога, на которой использовалась конная тяга для приведения вагонов в движение. Когда ученые изобрели электричество, появилась идея использовать электродвигатели вместо конной тяги. А электричество при этом передавалось прямо по стальным рельсам.
В конце девятнадцатого века в городе Берлине был запущен небольшой участок трамвайных путей, где электроэнергия подводилась по дополнительному центральному рельсу. Но такой способ электропитания трамвая был небезопасен для пешеходов, и в наше время он сохранился только в метро. А современные трамваи получают электричество через провод, подвешенный над рельсами. Штанга, по которой электричество от провода подается на двигатель трамвая, называется пантографом.
Наибольшую популярность трамвайное движение получило в первой половине двадцатого века. Но позднее, с развитием автомобильного транспорта и появлением личных автомобилей, популярность трамваев стала падать.
Однако в Советском Союзе, где личные автомобили были малодоступны для граждан, трамвай долго оставался популярным средством передвижения. И только к началу XXI века начался процесс постепенного сворачивания трамвайных сообщений в крупных российских городах.
Однако этот процесс не является повсеместным. В каких-то городах от трамвайного движения отказались полностью, где-то были отменены часть маршрутов, а в некоторых городах трамвайное движение продолжает жить и здравствовать, и там появляются новые трамвайные линии.
У трамвая в крупных городах в наше время есть сильное преимущество перед автотранспортом – экологичность. Ведь бензиновые двигатели активно выбрасывают в атмосферу вредные вещества, создавая смог и вредя здоровью жителей. А электродвигатель трамвая абсолютно безвреден для окружающих. Эту истину стали понимать в ряде стран, в которых трамвайное движение пережило эпоху возрождения.
Интересно отметить, что когда-то при оплате проезда детей оценивался не возраст ребенка, как сейчас, а его рост. Для этого на входе в трамвай устанавливались специальные планки для измерения роста. Если рост ребенка не превышал одного метра, то он получал возможность бесплатного проезда. Отсюда и пошло популярное в народе выражение «метр с кепкой».