Во все времена людям требовалось перемещать грузы из одного места в другое. Сначала они переносили грузы на своих плечах, потом стали использовать вьючных животных, а позднее придумали телеги для перевозки грузов, которые тянули за собой лошади или быки. С появлением двигателей внутреннего сгорания грузы стали перевозить на автомобилях, которые назвали грузовиками.
Со временем люди обратили внимание на то, что погрузка и разгрузка содержимого грузовиков отнимает значительные силы и время. При этом некоторые грузы, такие как песок, грунт или щебень, не требовали бережного отношения при разгрузке. И тогда возникла идея, что такие сыпучие грузы можно просто вываливать за счет подъема кузова.
Первыми эту идею воплотили в жизнь братья Мейлеры, один из которых придумал винтовой домкрат еще в XIX веке. Изделия братьев Мейлеров помогали людям поднимать тяжелые конструкции. Наблюдая за разгрузкой телег, братья пришли к идее опрокидывающегося кузова. Такой кузов они запустили в производство в 1904 году. Саморазгружающиеся кузова братьев Мейлер устанавливали на грузовые автомобили компании Даймлер. Так появились первые самосвалы.
Современные автомобили-самосвалы отличаются друг от друга и по конструкции, и по назначению, и по грузоподъемности. У одних самосвалов кузов откидывается назад, у других он способен откидываться вбок. Бывают самосвалы для дорог общего пользования, а бывают специальные машины, которые работают в глубоких карьерах.
Самый большой карьерный самосвал называется «Белаз». Он способен перевозить до 450 тонн груза, и при этом имеет длину 21 метр, а высота у него 8 метров! Кузов у такого самосвала поднимается вверх с помощью мощных гидравлических механизмов.
Дорожные самосвалы имеют гораздо меньшую грузоподъемность, они перевозят в своем кузове грузы весом до 40 тонн. Но при этом такие самосвалы не оказывают разрушающего действия на дорожное покрытие, и им разрешено двигаться по дорогам общего пользования. Дорожные самосвалы применяют в строительстве зданий и дорог, а также в сельском хозяйстве. В нашей стране популярны самосвалы марки «Камаз».
Самосвалы имеют прочный кузов из листовой стали, в передней части кузова крепится козырёк, который защищает кабину от попадания на нее сыпучего груза. Также в условиях холодной зимы такие самосвалы оборудуются системой обогрева кузова, чтобы сыпучий груз не примерзал к стенкам кузова и высыпался полностью при разгрузке.
Изобретение самосвала позволило людям повысить эффективность работ, связанных с перевозкой различных сыпучих грузов. Теперь самосвалу достаточно привезти груз на стройку и быстро высыпать его на указанное место, после чего отправиться за новой порцией груза. Самосвалы стали незаменимыми помощниками современных строителей, горняков и людей, занятых в сельском хозяйстве.