Для мыши сильнее кошки зверя нет.
Без кота мышам масленица.
Мышь гложет, что может.
Грозит мышь кошке, да издалека.
Был бы хлеб, а мыши будут.
Кошке – игрушки, мышке – слёзки.
Невелика мышка, да зуб остёр.
Без кота мышам раздолье.
Мышка роет, роет, пока до кошки не дороет.
На мышку и кошка зверь.
Дуется, как мышь на крупу.
Не гоняйся, слон за мышью.
Мышь – частый типаж басен и сказок. Так, например, всем нам хорошо знакомы басни Ивана Андреевича Крылова, где Мыши – довольно активные участники. Достаточно перечислить басни: «Совет мышей», «Волк и Мышонок», «Мыши», «Хозяин и мыши», «Мышь и Крыса», «Лев и мышь».
Басню «Мышь», написанную по мотивам басни М.В.Ломоносова «Мышь, некогда любя святыню…» автором Ирис Ревю, можно прочитать здесь.
Что касается детских сказок, то в некоторых из них мышам определена довольна интересная роль. Например, в сказке «Курочка-Ряба», где «упрямое» яйцо никак не разбивалось, как только «мышка бежала, хвостиком махнула, то яичко упало и разбилось». С появлением на сцене мыши ситуация в сказке наконец разрешилась.
То же самое произошло и сказке «Репка». «Дедка за репку бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут-потянут – вытянули репку». Как только к персонажам сказки присоединилась мышь, так репка поддалась, и дело было сделано. Без мышки – ну просто никак.
В волшебных сказках мышь — загадочный персонаж. Она не выступает в качестве главного героя, но зачастую, появившись буквально на мгновение, разрешает ситуацию. Такую роль, к примеру, мышь играет в сказках «Репка» и «Курочка-Ряба». Это один из самых распространенных мотивов в сказках, когда герою, попавшему в беду, помогает мышь. По мнению В.Я. Проппа, «волшебный помощник» в сказке связан с шаманизмом и культом предков, а тот тип помощника, каким представляется мышь, олицетворяет душу умершего предка.
Итак, в древних индоевропейских культурах мышь знаменует собой ряд понятий, связанных друг с другом в сознании человека — душу (душу предка, душу нерожденного младенца), потусторонний мир, судьбу человека. Здесь в одном образе встречаются два загадочных мира — смерть и рождение, — всегда притягивающие внимание человека.