Басня каждой эпохи имеет свои черты и свойства. Все басни, независимо от временного периода, сочиняются на злобу дня. Главная мысль басни (мораль), как правило, доступна уже после первого прочтения.
Басня «Соловей и шмель»
Автор: Ирис Ревю
Соловей увидел шмеля. Тот жужжал на все лады, то тише, то громче, то задерживал звук, то давал ему полную волю. Он даже пытался выводить трели. Шмель объяснил соловью, что решил заняться пением и тренирует голос. Он прожужжал соловью все уши о том, что хочет петь соло. Тот усмехнулся, но ничего не сказал. Подлетевшая муха похвалила шмеля, комару тоже понравилось его усердие.
Перед заходом солнца птицы собрались на вечернюю спевку. Прилетел и шмель. Он посчитал, что натренировался достаточно, и может составить конкуренцию птицам, а при случае и солистом быть. Ему дали возможность показать своё умение. Чиж, малиновка и певчий дрозд сказали, что им выступление шмеля не понравилось. Их поддержали другие птицы. Шмель обиделся, подумал, что к нему, как к новичку, отнеслись несправедливо. А соловей сказал: «Не умеешь петь — в запевалы не суйся».
Мораль басни: «Не умеешь петь — в запевалы не суйся».
Басня учит: важно в жизни заниматься своим делом. Своё дело – это твой конёк, это то, что получается лучше всего. Жужжание – это не пение, и даже не его подобие. У шмеля немало своих дел. Шмели опыляют растения, причём и такие, которые не способны опылять пчёлы. За счёт более длинного хоботка, чем у пчёл, они работают с такими видами растений, которые неподвластны пчелам. Именно в этом их умение! А петь… Пусть лучше соловей поёт!