Басни Крылова про лошадей

Басни Крылова — «Собака и Лошадь», «Крестьянин и Лошадь», несмотря на различия в сюжетной линии, диалоговом построении, имеют нечто общее. В обеих этих баснях один из главных персонажей – Лошадь. В басне «Собака и Лошадь» Лошадь – умудрённая опытом, в басне «Крестьянин и Лошадь» Лошадь – молодая, ворчливая, не видящая дальше своего носа.

«Собака и Лошадь»
У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, — говорит Барбос, — большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоем другого не слыхать
И можно ли тебе равняться в чем со мною?

Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
Днем стадо под моим надзором на лугу;
А ночью дом я стерегу».—
«Конечно, — Лошадь отвечала, —
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».

Басни, которые превратили Крылова из писателя известного в писателя знаменитого, были незапланированными и неожиданным как для него самого, так и для его литературных друзей.

«Крестьянин и Лошадь»
Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая,
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее:
Что́ может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой по-пустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать.
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени, меж тем, овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.

Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая Его ни цели, ни путей?

Неожиданный успех первых басен заставил Крылова отнестись серьёзнее к этому литературному роду и даже, мало-помалу, специализироваться на нём. Идя по проторённой тропе и применяя громадную силу своего таланта и удивительную настойчивость при филигранной обработке литературных вещей, он быстро завоёвывает себе видное положение в литературе. Крылова привечает двор; благодаря покровительству императрицы и императора его материальные дела устраиваются; его нарасхват приглашают разные журналы и литературные общества.

«Конь и Всадник»
Какой-то Всадник так Коня себе нашколил,
‎Что делал из него всё, что изволил;
‎Не шевеля почти и поводов,
‎Конь слушался его лишь слов.
‎«Таких коней и взнуздывать напрасно,-
‎Хозяин некогда сказал, —
‎Ну, право, вздумал я прекрасно!»
И, в поле выехав, узду с Коня он снял.
‎Почувствуя свободу,
Сначала Конь прибавил только ходу
‎Слегка
И, вскинув голову, потряхивая гривой,
‎Он выступкой пошел игривой,
‎Как будто теша Седока.
Но, сметя, как над ним управа не крепка,
‎Взял скоро волю Конь ретивый:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
‎Не слушая слов всадниковых боле,
‎Он мчит его во весь опор
Черезо всё широко поле.
Напрасно на него несчастный Всадник мой
‎Дрожащею рукой
‎Узду накинуть покушался:
‎Конь боле лишь серчал и рвался,
И сбросил, наконец, с себя его долой;
‎А сам, как бурный вихрь, пустился,
‎Не взвидя света, ни дорог,
‎Поколь, в овраг со всех махнувши ног,
‎До смерти не убился.
Тут в горести седок
‎«Мой бедный Конь! – сказал, — я стал виною
‎Твоей беды!
‎Когда бы не снял я с тебя узды —
‎Управил бы наверно я тобою;
‎И ты бы ни меня не сшиб,
‎Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!”

‎Как ни приманчива свобода;
‎Но для народа
‎Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.