Басни Крылова — «Собака и Лошадь», «Крестьянин и Лошадь», несмотря на различия в сюжетной линии, диалоговом построении, имеют нечто общее. В обеих этих баснях один из главных персонажей – Лошадь. В басне «Собака и Лошадь» Лошадь – умудрённая опытом, в басне «Крестьянин и Лошадь» Лошадь – молодая, ворчливая, не видящая дальше своего носа.
«Собака и Лошадь»
У одного крестьянина служа,
Собака с Лошадью считаться как-то стали.
«Вот, — говорит Барбос, — большая госпожа!
По мне хоть бы тебя совсем с двора согнали.
Велика вещь возить или пахать!
Об удальстве твоем другого не слыхать
И можно ли тебе равняться в чем со мною?
Ни днем, ни ночью я не ведаю покою:
Днем стадо под моим надзором на лугу;
А ночью дом я стерегу».—
«Конечно, — Лошадь отвечала, —
Твоя правдива речь;
Однако же, когда б я не пахала,
То нечего б тебе здесь было и стеречь».
Басни, которые превратили Крылова из писателя известного в писателя знаменитого, были незапланированными и неожиданным как для него самого, так и для его литературных друзей.
«Крестьянин и Лошадь»
Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая,
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее:
Что́ может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой по-пустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать.
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени, меж тем, овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.
Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая Его ни цели, ни путей?
Неожиданный успех первых басен заставил Крылова отнестись серьёзнее к этому литературному роду и даже, мало-помалу, специализироваться на нём. Идя по проторённой тропе и применяя громадную силу своего таланта и удивительную настойчивость при филигранной обработке литературных вещей, он быстро завоёвывает себе видное положение в литературе. Крылова привечает двор; благодаря покровительству императрицы и императора его материальные дела устраиваются; его нарасхват приглашают разные журналы и литературные общества.
«Конь и Всадник»
Какой-то Всадник так Коня себе нашколил,
Что делал из него всё, что изволил;
Не шевеля почти и поводов,
Конь слушался его лишь слов.
«Таких коней и взнуздывать напрасно,-
Хозяин некогда сказал, —
Ну, право, вздумал я прекрасно!»
И, в поле выехав, узду с Коня он снял.
Почувствуя свободу,
Сначала Конь прибавил только ходу
Слегка
И, вскинув голову, потряхивая гривой,
Он выступкой пошел игривой,
Как будто теша Седока.
Но, сметя, как над ним управа не крепка,
Взял скоро волю Конь ретивый:
Вскипела кровь его и разгорелся взор;
Не слушая слов всадниковых боле,
Он мчит его во весь опор
Черезо всё широко поле.
Напрасно на него несчастный Всадник мой
Дрожащею рукой
Узду накинуть покушался:
Конь боле лишь серчал и рвался,
И сбросил, наконец, с себя его долой;
А сам, как бурный вихрь, пустился,
Не взвидя света, ни дорог,
Поколь, в овраг со всех махнувши ног,
До смерти не убился.
Тут в горести седок
«Мой бедный Конь! – сказал, — я стал виною
Твоей беды!
Когда бы не снял я с тебя узды —
Управил бы наверно я тобою;
И ты бы ни меня не сшиб,
Ни смертью б сам столь жалкой не погиб!”
Как ни приманчива свобода;
Но для народа
Не меньше гибельна она,
Когда разумная ей мера не дана.