Агния Барто писала красивые, проникновенные стихи о маме. Она сама была красивым, удивительным человеком, признанным поэтом.
Мама
Я говорила маме:
— Не уходи далеко!
Слезы польются сами,
Если ты далеко…
Вдруг ты в лесу дремучем —
И от меня далеко!
Лучше, на всякий случай,
Не уходи далеко.
Мама
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
– Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
Агния Барто является автором десятков книг. В каждой из них – новые зарисовки, новые мысли, новые чувства. Иногда Агния Барто читала свои стихи взрослым, и тогда происходило чудо. Взрослые начинали вести себя, как дети. Хохотали, веселились, радовались.
А дети, слушая стихи Агнии Львовны, наоборот, становились взрослее, серьезнее. Они лучше начинали понимать происходящее вокруг, прислушивались к ритму интересных стихов.
О порядке
Я доказываю маме:
— Исчезают вещи сами!
Я вчера сложила в угол
Туфли, книжки друг на друга,
Утром – новая беда:
Не найду тетрадок!
Для чего же мне тогда
Наводить порядок?!
Агния Барто легко находила общий язык с любой аудиторией. Потому что она была удивительно светлым и тонко чувствующим человеком. Стихи Агнии Барто о маме построены по такому же принципу, как и многие другие её поэтические произведения. В них тесно переплетены лирическое и юмористическое (иногда сатирическое) начало.
Мама поет
Мама по комнатам
В фартуке белом
Неторопливо пройдёт,
Ходит по комнатам,
Занята делом
И, между делом,
Поёт.
Чашки и блюдца
Перемывает,
Мне улыбнуться
Не забывает
И напевает.
Но вот сегодня
Голос знакомый
Словно совсем и не тот
Мама по-прежнему
Ходит по дому,
Но по-иному поёт.
Голос знакомый
С особенной силой
Вдруг зазвучал в тишине.
Доброе что-то
В сердце вносил он…
Не разреветься бы мне.
Воспитание тёплых чувств к маме, к ближнему, к другу – большая задача, которую ставила перед собой Агния Львовна. Она была Педагогом с большой буквы, не навязчивым, а тонким. Старалась, чтобы ребёнок прочувствовал, почему иное плохо, а не перегружала его назиданиями.
Разлука
Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.
Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее после болезни
Не купался в речке даже.
Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке,
Мама в городе Прилуки
Пятый день в командировке.
Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.
Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой причёске…
И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!
У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…
И наверно по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.