Главные герои рассказа Пантелеева «Главный инженер» — ленинградский школьник Леша Михайлов и его товарищи. Во время войны, неподалеку от дома Леши, в роще на берегу пруда, стояла зенитная батарея, которая отражала налеты вражеских бомбардировщиков. Батарея была хорошо замаскирована, и враг ее не мог обнаружить, потому что днем батарея никак не реагировала на появление вражеского самолета-разведчика.
Местные мальчишки, которые давно разведали все подступы к батарее, даже выражали свое недовольство зенитчикам, что те не сбивают вражеский самолет. Но военные сказали ребятам, что они маскируются от врага, а потом прогнали их, потому что никому нельзя было подходить к зенитным орудиям.
Однажды, в конце ноября, ребята после школы стали играть в снежки, а потом Леша предложил построить на пруду копию зенитной батареи. Мальчишки все делали, как по-настоящему, и даже соорудили зенитное орудие из тележной оглобли. Когда прилетел немецкий самолет-разведчик, ребята стали наводить на него свое орудие и изображать стрельбу.
Наигравшись, мальчишки отправились по домам. Леша тоже пошел домой обедать. Но пока он обедал, прилетели вражеские бомбардировщики и разбомбили игрушечную зенитную батарею, приняв ее за настоящую.
Военные узнали о проказах мальчишек, и на следующее утро за Лешей приехал красноармеец на мотоцикле. Он отвез мальчика в штаб, где состоялся серьезный разговор между Лешей и пожилым полковником. Полковник был недоволен тем, что ребята построили свою игрушечную батарею рядом с настоящей. Потом он предложил ребятам помочь армии и построить еще несколько таких ложных батарей, но в безопасных местах.
Леша с радостью согласился, и вскоре под его руководством мальчишки стали строить из снега игрушечные зенитные батареи в местах, указанных военными. Теперь военные уважительно называли Лешу «главным инженером». Немецкие бомбардировщики регулярно сбрасывали бомбы на игрушечные постройки, считая, что они бомбят настоящие зенитные батареи.
Когда число построенных ребятами ложных батарей достигло дюжины, мальчишек вызвали в штаб фронта. Там Леше вручили медаль, а ребятам дали почетные грамоты за выполнение задания командования и помощь в обороне Ленинграда.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Пантелеева «Главный инженер» заключается в том, что не обязательно быть взрослым, чтобы делать серьезные дела. Мальчишки построили игрушечную зенитную батарею, а враг принял ее за настоящую и сбросил на нее бомбы. Этим воспользовались наши военные, которые поручили построить ребятам еще несколько таких ложных целей для обмана врага.
Рассказ Пантелеева «Главный инженер» учит быть осмотрительным и продумывать последствия своих действий. Свою первую постройку ребята затеяли на берегу пруда и тем самым подвергли опасности настоящую зенитную батарею, а также жилые дома. Военные вовремя среагировали на шалости ребят и взяли процесс сооружения игрушечных оборонительных сооружений под свой контроль. Самодеятельность на войне не допускается!
В рассказе мне понравился главный герой, школьник Леша Михайлов, который придумал отличный способ обмануть вражескую авиацию и тем самым принес большую пользу своей стране. Вот только побольше дисциплины, и дела пойдут лучше!
Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Главный инженер»?
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Мал, да удал.