Царскосельский лицей вобрал в себя все лучшее, что практиковалось в России в закрытых частных школах и чем выделялись государственные школы, объединяя «удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения».
Учебная программа Лицея была довольно обширной и весьма непростой. Были мнения, что авторы программы как будто бы не придавали значения тому, что за партами будут сидеть десятилетние дети и шестнадцатилетние молодые люди. Цель, которая преследовалась при открытии Лицея – воспитание людей новой формации, способных впоследствии осуществить преобразование России, была высокой и требовала нового подхода к обучению.
Весь лицейский курс разделялся на трехлетний начальный и трехлетний окончательный. Программа была очень насыщенной, но время обучения строго чередовалось со временем отдыха. Одним из учеников Лицея был Александр Пушкин, которого привез в Лицей дядя, Василий Львович Пушкин.
Какие предметы изучал Пушкин в Лицее? (список)
— российская и латинская словесность,
— латинский язык,
— основы нравственной философии и логики,
— арифметика, алгебра, тригонометрия,
— физика,
— немецкий язык и немецкая словесность,
— французский язык и французская словесность,
— история права, правоведение,
— история российская и иностранная,
— география
— хронология,
— этика,
— археология,
— история религии,
— политическая экономия, финансы,
— практическая механика,
— идеология, психология, космология,
— фехтование, верховая езда,
— изящные искусства и гимнастические упражнения, плавание,
— хоровое пение,
— артиллерия, морское дело, фортификация,
— нумизматика
Профессорско-преподавательский состав Лицея не имел ограничений в выборе методов своей работы. Но следовало было соблюдать ряд ограничений. Учащиеся Лицея не должны были пребывать в праздном состоянии. Тем, кому что-то в учебной программе было непонятно, в Газетной комнате профессора разъясняли материал. Новый материал нельзя было диктовать, только рассказывать, разъяснять. Никто в учёбе не должен был отставать. К объяснению нового материала не переходили до тех пор, пока всеми учениками не был освоен старый материал.
В Лицее всё было сделано для того, чтобы способствовать развитию поэтических и художественных наклонностей лицеистов. Общение лицеистов с даровитыми, творческими людьми способствовало быстрому созреванию умов. В Лицей приезжали светила русской литературы: Батюшков, Жуковский, Державин.
Несмотря на то, что учебный день лицеистов был довольно длинный, свободного времени учащимся хватало. Они с удовольствием посещали Царскосельские парки, любовались дворцами, много читали, устраивали театральные представления, беседовали, спорили, сочиняли стихи, пьесы, издавали рукописные журналы. В среде лицеистов не было чванства, презрения, злобы. Ученики и педагоги жили одной дружной семьей.
Кто были учителя Пушкина в Царскосельском лицее, можно прочитать здесь.