Главный герой автобиографического рассказа Леонида Ленча «Как я был учителем» – четырнадцатилетний гимназист по имени Леонид, который из-за тяжелого финансового положения в семье был вынужден заняться репетиторством.
Он нанялся в семью страхового агента, чтобы подготовить к поступлению в гимназию девочку по имени Люся. Люся была избалованным ребенком, и заниматься с ней было очень трудно.
Когда она читала стихотворение, то произносила слова так, как ей нравится. А во время занятий арифметикой одни числа у нее успешно складывались друг с другом, а про другие она говорила, что эти числа не складываются.
Леонид прилагал огромные усилия к тому, чтобы подготовить девочку к вступительным экзаменам. Но Люся игнорировала его старания. Во время занятия она могла спокойно отвлечься от темы урока и спросить у Леонида, почему мухи ползают по потолку и не падают. А когда тот призывал девочку к порядку, она хлопала в ладоши и говорила, что учитель не знает ответа на этот вопрос.
Вдобавок отец Люси под разными предлогами задерживал выплату обещанного Леониду жалованья. А когда его дочь провалилась на вступительных экзаменах в гимназии, он заявил Леониду, что тот плохо учил его дочь и отказался платить.
Когда Леонид возвращался домой, он встретил на улице Люсю. Увидев своего учителя, девочка насмешливо показала ему язык. С тех пор Леонид оставил попытки преподавания и стал относиться к учительскому труду с большим уважением, считая его непосильным для себя.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Ленча «Как я был учителем» заключается в том, что для успеха любого дела важно наличие способностей к этому делу. Гимназист Леонид взялся за учительский труд, считая, что справится с таким несложным делом, как подготовка ребенка к поступлению в гимназию. Но он не учел особенности детской психологии, необычность характера Люси, её избалованность, поэтому потерпел неудачу в своей педагогической деятельности.
Рассказ Ленча «Как я был учителем» учит не быть самонадеянным и здраво оценивать свои способности к тому или иному виду деятельности.
В рассказе мне понравился главный герой, гимназист Леонид, который решил заняться преподаванием, чтобы помочь своей семье. Леонид оказался упорным человеком, он не оставил своих занятий, даже после того, как отец Люси задержал ему выплату жалованья. Скорее всего, если бы Леониду попался ученик, который сам стремился получить знания, то Леонид с таким учеником добился бы определённых успехов. Поведение Люси назвать примерным никоим образом нельзя, она человек взбалмошный, не имеющий твёрдых целей. Люся не понимает, что овладеть знаниями — это очень важно. А шалости, проделки её нисколько не красят.
Какие пословицы подходят к рассказу Ленча «Как я был учителем»?
Добро того учить, кто слушает.
Детей учить – не лясы точить.
Почитай учителя как родителя.
Не всякому всё удается.