В двадцати пяти километрах от Санкт-Петербурга находится Государственной музей-заповедник «Царское Село». В течение трехсот лет, с 1710 до 1910 год, Царское село являлось официальной летней резиденцией русских царей.
Этот музей совершенно уникальный. Он – одно из главных достояний России. Музей расположен на огромной территории, он включает в себя дворцы, парки, павильоны, парадные площади, статуи, резные скамейки. Целая плеяда выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев здесь воплощала в жизнь замыслы венценосных заказчиков.
В Государственном музее под названием Царское Село сосредоточены непревзойденные образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь возникли первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.
С чего всё начиналось? В 1710 году согласно указу Петра I земля (небольшая мыза, по-фински звучащая как «Саари мойс», то есть «мыза на возвышенном месте»,Сарская мыза), стала собственностью будущей супруги царя Петра I Екатерины Алексеевны.
С началом строительства парадной царской резиденции, а это 1710-1720 годы, Сарская мыза стала Царским Селом.
В 1717-1723 годах под руководством архитекторов И.Браунштейна и И.Ферстера были выстроены каменные палаты. Недалеко от каменных палат возникла слобода дворцовых служителей, появилась первая улица, зародился город. Строились дома крестьян, переведенных Екатериной на постоянное житье в эти места.
Первые значительные шаги по трансформации некогда скромного дворца в пышную императорскую резиденцию были предприняты дочерью Петра I, Елизаветой Петровной. Умная императрица привлекала для работ лучших зодчих: М.Г.Земцова, А.В.Квасова, Б.Ф.Растрелли.
Императрица Екатерина II, взявшая власть в руки в России после смерти Елизаветы, продолжила работы по реконструкции Царского Села. Она пригласила к сотрудничеству шотландского архитектора Ч.Камерона. Он сотворил для венценосной особы интерьеры в стиле классицизм.
В 1917 году дворцово-парковый ансамбль Царского Села получает статус «музей».
В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели А.М.Пушкина (он учился в императорском Лицее в Царском Селе), город стал носить имя великого поэта — Пушкин. В 1983 году дворцы и парки города Пушкина приобрели статус заповедника, и с 1990 года именуются как Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Что представляет собой Царское Село? Царское Село – одна из самых роскошных загородных резиденций Санкт-Петербурга. Созвездие блистательных архитекторов во главе с Б.Ф. Растрелли, Ч. Камероном, Дж. Кваренги явили миру уникальное творение мирового искусства.
В создании и превращении в шедевр Царского Села трудно переоценить роль трех женщин, трех царственных особ: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, и, конечно же, роли самого Петра I, подарившего будущей царице Екатерине земли, ставшие столь знаменитыми.
В дворцово-парковом ансамбле Царского Села особенно удивляют:
— Большой Екатерининский дворец – жемчужина дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Он изумляет своей грандиозностью и богатством. Большой Тронный зал, Картинный зал, Предхорная, Кавалерская столовая, Парадная Голубая гостиная, Китайская голубая гостиная, Центральная парадная лестница – это то, что надо обязательно посмотреть, чем насладиться,
— Екатерининский парк. В его составе: Мраморный мост, павильон «Эрмитаж», Агатовые комнаты, павильон «Грот», турецкая баня, Камеронова галерея и еще около ста различных интересных объектов,
— Александровский дворец и парк,
— Египетские ворота.
В скромном флигеле (бывшем великокняжеском флигеле) роскошного Екатерининского дворца, переделанным под Лицей, с 1811 по 1817 год учился будущий великий русский поэт А.С.Пушкин. В Царскосельском лицее он осваивал науки вместе с А.Дельвигом, И.Пущиным, В.Кюхельбекером.
Лицейская жизнь поэта и его однокурсников была теснейшим образом связана с Царскосельским парком. Излюбленным местом отдыха лицеистов было Розовое поле, где выращенные при Екатерине Великой розы, незаметно дичали. Зимой пруды Екатерининского парка были под плотным ровным ледяным панцирем, и лицеисты катались на коньках. В вечернее время ученики Царскосельского лицея приходили на террасу перед дворцом и слушали музыку. Были замечены они и в манеже гусарского полка, где командир В.В. Левашов давал им уроки верховой езды.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
…В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
В этих уникальных местах, где природные красоты и творения рук человеческих столь органично переплелись, начинал творить юный Александр Пушкин, будущая гордость России.