Н.А.Некрасов был поэтом великой борьбы, защитником всех страждущих, гибнущих под гнетом нужды. Н.А.Некрасов — величайший сын своей Родины, он умел жить её невзгодами, проблемами. Всю жизнь Некрасовым владела грандиозная идея — идея народного освобождения.
Жизнь поэта — в его стихотворениях. Стихи Некрасова — «свидетели живые за мир пролитых слез».
Стихотворение «Мысль» было написано Некрасовым в 1838 году. Впервые оно было напечатано в том же году, в пятом номере журнала «Сын Отечества». Этот год был непростым для начинающего поэта. Отец направил его в Петербург для поступления в Дворянский полк. Но юноша, вопреки воле отца, держит экзамен в университет и зачисляется туда на правах вольнослушателя. Вследствие того, что Некрасов поступил по собственному разумению, он остался без поддержки отца, в том числе и финансовой. Молодому человеку пришлось зарабатывать на жизнь литературной деятельностью в различных журналах.
Литературные опыты начинающего поэта были оформлены им в виде сборника «Мечты и звуки», в который вошло и стихотворение «Мысль». Некрасов был недоволен своими первыми юношескими стихами и терзался сомнениями по поводу их опубликования. Николай Алексеевич решил посоветоваться с Жуковским. Тот ознакомился со стихами и посоветовал не издавать их. Но у Некрасова были обязательства по изданию данного сборника. Тогда Жуковский порекомендовал снять имя автора с обложки, и Некрасов подписал свою первую книгу инициалами «Н.Н.». Сборник «Мечты и звуки» был издан в 1840 году в типографии Егора Алипанова.
В марте 1840 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована рецензия Белинского на книгу «Мечты и звуки» (в нем присутствовало и стихотворение «Мысль»), выдержанная в довольно резких тонах. Это огорчило Некрасова. На тот момент Виссарион Григорьевич Белинский не мог и предположить, что спустя несколько лет судьба сведет его с Некрасовым, который станет его другом, коллегой и редактором журнала «Современник».
И хотя сборник «Мечты и звуки» подвергся критике, тем не менее значение его, как первой книги Н.А.Некрасова большое. Всё великое начинается с малого. «Мечты и звуки» — первый важный этап в биографии поэта, который впоследствии называл свою музу «музой мести и печали».
В книге «Мечты и звуки» стихотворение «Мысль» (1838 год) шло под шестым номером. Время, в которое Некрасов писал это стихотворение, принадлежит к числу самых печальных, как в русской жизни вообще, так и в литературе в частности. Жизнь, казалось, совершенно замерла и окоченела. Ни малейшего просвета в будущем, ни тени какого-либо движения в настоящем. В одном из своих стихотворений Некрасов писал о том, что после кончины Пушкина (1837 год) в русской литературе все было «пусто и мертво». Без Пушкина любовь к литературе в публике остыла, и некому было направить литературное движение к цели.
Вот в такой обстановке появляется стихотворение «Мысль». Его можно отнести к жанру философской лирики. Философская лирика – это стихи, в которых лейтмотивом является смысл жизни, мироустройство, цель нашего пребывания на земле.
Стихотворение «Мысль» представляет собой размышление лирического героя на тему мировосприятия. В начале стихотворения лирический герой сообщает, что «спит дряхлый мир», и лишь остатки огня согревают его. Лирический герой сравнивает мир с обветшалым старцем: «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…» Настроение лирического героя – грустное, пессимистическое.
Далее происходит смена тональности, лирический герой оживляется, идёт рассуждение о том, что все меняется в мироздании, и, может быть, огонь трансформирует свою силу:
«И вспыхнет для тебя прекрасное былое!..
И, может быть, распустится зерно
В тебе давно угасшей жизни силы…»
Проводя анализ стихотворения Некрасова «Мысль», мы замечаем, как много в нем пессимистических нот. Но общеизвестно, что Некрасов — поэт, стихи которого больно сжимали сердце читателя.
Главная мысль стихотворения – произойдут ли изменения в мироздании, озарит ли мир новая мысль, проснётся ли он от дремоты?
Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении, следующие:
Эпитеты — печальный мир, отрадный покой, прекрасное былое, поддельный блеск.
Метафоры — дряхлый мир, пылающая душа, погаснувший день, заглохшие могилы.
Стилистические фигуры:
Повторения – «Спит дряхлый мир, спит старец обветшалый…», «Спи, старец, спи!», «И снова ты проснешься от дремоты, И снова, юноша с пылающей душой…».
Восклицания – «Нет! тот же всё проснулся ты…».
Стихотворение «Мысль» написано с применением сложной схемы рифмовки. Так, в первом четверостишии используется смежная рифмовка (схема аабб). Причем в двух первых строках первого четверостишия применена женская рифма с ударением на предпоследний слог в строке, а в третьей и четвертой строках используется мужская рифма с ударением на последний слог.
Начиная с пятой строки стихотворения, схема рифмовки становится более сложной. Вначале следуют четыре строки с кольцевой рифмовкой. Пятая строка стихотворения рифмуется с восьмой строкой , а шестая – с седьмой (схема абба).
Параллельно с этим восьмая строка используется как начало перекрестной схемы рифмовки: восьмая строка рифмуется с десятой, а девятая — с одиннадцатой. Общая схема рифмовки строк с пятой по одиннадцатую имеет следующий вид – аббавав. Такую же схему рифмовки Некрасов использует и в последних семи строках стихотворения.
Некрасов писал это стихотворение, будучи совсем молодым, ему было всего семнадцать лет, но даже его ранние строки, пронзительные, искренние, стремительно, неудержимо просились в душу читателя. И хотя считалось, что всё в них выражено слегка наивно, однако в этих строках просматривается серьезное, вдумчивое отношение к жизни. Перед читателем предстает не просто поэт, а мыслящая натура, предъявляющая свои требования и запросы к жизни.
В стихотворении мне понравилось то, что лирический герой не теряет надежду на обновление мира, на его развитие. Он верит, что забудутся старые годы, и мир будет жить жизнью молодой.