Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в 1814 году. Впервые басня напечатана в 1815 году, в трехтомном издании басен Крылова. В этой басне с оригинальным сюжетом две собаки, Полкан и Барбос, сытно поевшие, лежат возле хозяйского дома и рассуждают о разных вещах. В числе прочего они обсуждают и дружбу. Полкан и Барбос принимают решение дружить друг с другом и скрепляют это решение рукопожатием. Но в этот момент повар бросает собакам кость. Забыв о том, что они решили дружить, собаки начинают драться из-за брошенной кости.
Их с трудом разнимают, облив водой. В конце басни автор приводит мораль, которая заключается в том, что «в свете» много есть людей, дружба которых держится лишь до первого спора за обладание какой-либо ценностью.
Басня «Собачья дружба» была написана Крыловым в связи с определенными историческими событиями. После разгрома Наполеона судьба Европы находилась в руках тройственного союза — России, Австрии и Пруссии, а также и примкнувшей к этому союзу Англии. Эти четыре державы могли бы на Венском конгрессе произвести раздел добычи, полученной от побежденной Франции по своему усмотрению, если бы они сохранили между собой ту солидарность, с какой действовали во время войны. Но дошло дело до раздела, и обнаружилась невозможность примирить между собой их противоречивые интересы. «Костью», брошенной «собакам», оказались Польша и Саксония. Первую хотел Александр I, вторую – прусский король Вильгельм III. Но Австрия боялась усиления Пруссии. Англия же не хотела усиления России. В итоге, 3 января 1815 года был подписан тайный договор между Францией, Австрией и Англией, направленный против России и Пруссии. Так «благодарили» Александра I за спасение Европы.
«Свет полон дружбою такой,
…
А только кинь им кость, так что твои собаки!.»
Из этой же басни вышло выражение «До первой кости». Когда собакам кинули первую же кость, они, забыв о дружбе, тут же передрались из-за нее. Когда хотят сказать, что дружба ненадежна, говорят: «Какая же это дружба? До первой кости!»
Басня «Собачья дружба», помимо оценки конкретной исторической ситуации, высмеивает также такое явление, как неискренняя, показная дружба. Подобное явление встречается и в наши дни, в силу чего басня остается актуальной до сих пор.