Ах, старое, доброе время! Когда и солнце было щедрее и цветы были свежее, нежнее и ароматнее. Но эти добрые времена проходят и наступают новые, на самом деле ничуть не худшие, чем прежние. Но так уж мы устроены, что хочется иногда посудачить, повспоминать о былом и сказать: «Ах, в наше время…»
Сказка «Старое доброе время»
Из серии «Сказки народов мира»
В последних числах апреля два подснежника вели неспешную беседу.
— В конце прошлого месяца, когда я еще только распускался, было иначе, чем теперь. — сказал голубой подснежник. Зеленая трава переросла его завядший стебелек, а лепестки его были бледны и едва держались.
— Хотя наше время прошло, — сказал он, кивая белому подснежнику, — зато мы в свое время испытали и тепло и стужу. Да-а, то было старое доброе время.
Да, — ответил белый подснежник, опустив голову, — то было другое время, не то, что теперь. Тогда приятно было жить в прохладе! Не знаю, что выйдет из нынешнего поколения цветов. Они совершенно изнежились от избытка солнца и тепла. Нет, то ли дело — старина: мы не боялись морозных ночей и никакой простуды! Напротив — то была сама жизнь! Свежи и стойки были цветы того времени; тогда не было столько сортов всяких цветов и потому ими тогда более дорожили.
Сказав это, он кивнул зелеными листьями в сторону вновь выросших цветов. Но все скороспелки, фиалки и распускающиеся ландыши были так заняты приведением в порядок своих весенних нарядов, что не обратили внимания на слова подснежников.
— Их время уже прошло, — говорили они друг другу, думая только о своем собственном развитии. С улыбкой они внимали разговору о «добром старом времени», понимая хорошо, что весеннее солнце и тепло гораздо лучше оттаивающей земли. — Май — вот настоящее время жить и цвести! — восторгались они, красивые и жизнерадостные.
Но прошла весна и настало лето. Березы давно уже стояли в полной зелени, а дикие розы были усеяны бесчисленными цветами. На тенистом склоне к северу осталось еще несколько выцветших стебельков ландышей, но от скороспелок и фиалок даже следов не осталось.
— Лето — лучшее время года, — сказали розы василькам, стоявшим на самом солнцепеке соседнего поля, где их ярко-синий цвет очень красиво выделялся среди полевых ромашек и маков.
— Вы это говорите потому, что весны не знали, — говорили засохшие ландыши, — не знали того прекрасного времени, когда солнечные лучи не жгут, а теплота их умеряется прохладными ветерками. Весна — самое поэтическое время, но нынешние цветы этого не понимают. Им нужна жара, да такая жара, чтобы дышать нельзя было. Сухой воздух, сухая земля — нет, спасибо! Хорошо, что мы жили в такое время, когда еще были соки и сила. То была настоящая жизнь, стремящаяся вперед. Цветы нашего времени росли скромно в тени берез и ольхи и их находили находили только по их нежному запаху. Теперешние же цветы — ярко-кричащие и стоят они на самом солнцепеке, чтобы их видно было. Нет, мы можем только радоваться, что принадлежали к старому доброму времени. Наше время — весна!
Лето прошло, настала осень. В садах стояли яблони, отягощенные спелыми яблоками. Кусты роз, как в саду, так и на холме выглядели уже по другому. Нежные цветы завяли, а дикие розы, которых попросту называли шиповниками, обзавелись плодами, хоть и маленькими, но уже зарумянившимися.
— Да, в настоящее время надо быть материалистом, — говорили они. — Все внимание к себе привлекают плодовые деревья и для того, чтобы жить, необходимо следовать их примеру. От того у нас теперь ягоды. Но время роз — это было другое время, настоящее время, старое доброе время! Тогда люди еще понимали красоту, теперь же для них главную роль играет вкус. То ли дело лето, тогда на первом плане были розы и розу тогда называли королевой цветов.
Слыша это, большие круглые яблоки на ветвях только улыбались. Они тоже жили летом, но были тогда маленькими зелеными кислыми яблоками.
— Нет, осень — лучшее время года — говорили яблоки, — время жатвы и уборки плодов. Плод — самое главное, а красивые листья скоро завянут. Цветочные лепестки — ну какая им цена? Вот почему мы весной спешили стряхнуть с себя пустое украшение.
Между тем плоды вскоре были сняты с деревьев и под влиянием морозов стали опадать листья. Пришла зима, снег покрыл землю.
— Жаль, что не видали нас осенью, — говорили деревья носящимся в воздухе снежинкам, когда листва на деревьях пестрела яркими красками, а на ветвях висели спелые, красивые плоды. Было чем полюбоваться!
— А разве теперь природа не красива? — спросили высокие ели, темная зелень которых еще резче выделялась от белого снега. — Вряд ли березы в своем весеннем наряде могут быть красивее, чем теперь, когда они осыпаны мириадами бриллиантов!
И вновь наступила весна, опять зажурчали весенние ручейки, на полях образовались проталины.
— Разве теперь красивее? — говорили ели в лесу. — Мягкий покров снега исчез. Наши темно-зеленые шубки приняли такой толстый и теплый вид. Прошла прекрасная зима. Ах, то было прелестное время.! То было время хвойного леса — время постоянства! Теперь начнется время всяких перемен, вся эта весенняя сутолока! Березы нарядятся в длинные локоны, а земля не знает, как ей разукрасить себя цветами. Всё это суета! Хотели бы мы знать, как вся эта мишура устоит против одной морозной ночи! Растения одеваются в зеленые наряды, цветы пестреют, ягоды наливаются, а настанет зима и сметет весь этот вздор. Лучше иметь наряд, который годится в любое время года! Зима — это время свежего воздуха, время силы — старое доброе время!
Да, все растения говорили так: «Новое время и новые поколения — это только изнеженность! Это никуда не годится!» — Они не замечали, что времена года постоянно повторялись, лишь с небольшими отличиями в погоде. — Нет, — говорили они все — Мы хвалим прошедшее время, наше время, ведь то было «старое доброе время».