Сделать большое доброе дело для людей, да не крича об этом на каждом шагу, а так, между прочим, — это одно, а делать себе громкое имя под видом добрых дел — это совсем другое. Путь к добрым делам подсказывает сердце, а не желание прославиться. Люди и так заметят того, кто умеет творить добро.
«Фруктовое дерево»
Жил-был человек, который мечтал о том, чтобы в своей жизни совершить какое-нибудь великое и хорошее дело. Он хотел бы быть щедрым для своих родных, он желал бы сделаться благодетелем для всего народа. Но, будучи стесненным в средствах, он не мог поделиться богатством с людьми. И тогда он придумал вот что.
Он решил разводить большие фруктовые сады, так как в теплом климате, где он жил, народ в больших количествах употреблял фрукты; и он мог таким образом сделаться благодетелем для людей, а имя его стало бы знаменитым у потомков. Быть может, более всего он и добивался этого последнего, хотя сам не хотел в этом сознаться даже самому себе.
Но шло время, а жаждущий славы человек, как это ни казалось ему странным, не имел никакого успеха в своих добрых намерениях. То червячки поедали все листы и цветы с его деревьев, то страшные бури ломали ветки. Так шел год за годом, пока ему не надоела не приносящая плодов работа.
С годами ему на душе становилось все тяжелее. Человеку казалось, что он не совершил на свете ничего такого, что могло бы иметь значение для потомков. И на старости лет он уже больше стал думать о реальной пользе дела, чем о похвалах, которые его деяния могли бы ему доставить.
Чтобы развеяться, он как-то раз решил посетить свои родные места, там где он играл, учился, жил. В его бывшем родном доме жили теперь чужие люди, которых он не знал.
Когда он, после долгого путешествия добрался до родного дома, то нашел это место мало изменившимся. Единственная разница заключалась в том, что перед домом стояло роскошное высокое фруктовое дерево, которое, насколько он помнил, раньше там не росло. Ветви его были усыпаны вкуснейшими плодами, которыми хлебосольные хозяева его угостили, когда он, уставший и голодный, расположился на отдых в прохладной тени фруктового дерева.
— Какое прекрасное фруктовое дерево вы посадили, — воскликнул он, вздыхая при мысли о своих несбывшихся надеждах. — Благодаря этому вы сделались благодетелями для своих ближних и потомков.
— Не мы его посадили, — ответили хозяева дома, — оно уже росло здесь, когда мы переехали сюда, но мы ежедневно вспоминаем посадившего его. Страстно желая узнать его имя, мы отправились к одному из здешних старожилов, который с детства жил в этом краю.
По просьбе старика они назвали имя человека, посадившего дерево.
Старик встрепенулся, — это было его собственное имя!
— Это ошибка, — сказал он, запинаясь. — Имя точно мое, но в детстве я никогда не сажал здесь никакого дерева.
— Однако, это сделал ты, — ответили они, обрадованные тем, что их гость и есть тот самый человек. — Старожил нам все рассказал. Как то раз, когда ты был маленьким мальчиком, тебе дали большой и вкусный плод, какие теперь растут на этом дереве. Ты очень обрадовался и, собираясь его съесть, увидел нищего мальчика, который стоял в дверях дома и бросал жадные взгляды на плод, который ты держал в руке. Тогда ты, взяв ножик, разрезал плод пополам и протянул половину бедному мальчику.
Маленькое семечко, упав тогда на землю, взошло и пустило корень. Когда ты покинул край, бедный мальчик, из благодарности к тебе, ухаживал за растением, пока оно не превратилось в это роскошное дерево, которое ты видишь теперь перед собою. Мальчик этот был никто другой, как тот человек, что рассказал нам историю дерева.
Тогда старик, склонив голову, скрестил руки и слезы радости и благодарности полились из его глаз. Мечты его юности исполнились, хоть и иначе, чем он предполагал.
— Моя жизнь, значит, все же не пропала даром, — сказал он, — и теперь мне понятно, почему то, что мною было посажено в гордыне, не взошло. Ведь семена, которое мы сеем, сами того не ведая, со временем приносят самые богатые плоды.