Анализ басни Крылова «Крестьянин и Змея»

Анализ басни Крылова «Крестьянин и Змея»Басня «Крестьянин и Змея» была написана Крыловым не позднее 1813 года. Впервые басня была опубликована в журнале «Сын Отечества». Для басни автор использовал оригинальный сюжет. В басне говорится о том, что в крестьянский дом явилась Змея и стала просить Крестьянина пустить ее жить в этом доме. При этом Змея уверяла хозяина дома, что она не будет ему в тягость, а поможет нянчить детей Крестьянина.

Змея всячески уверяла его, что она добрая и никому не причинит вреда. На это Крестьянин ответил, что даже если и поверить, что эта Змея действительно добрая и впустить ее в дом, то следом приползут и другие змеи, которые добрыми не будут и принесут детям только вред. В конце басни автор говорит словами Крестьянина, что даже самая лучшая Змея ни к чему не годится.

В этой басне Крылов затрагивает общераспространенное явление конца XVIII и начала XIX века. А именно то, что воспитание детей дворянство поручало иностранцам, часто без всякого выбора, и отдавало всецело детей на их попечение. Этот вопрос был далеко не нов, и о нем много писалось еще в сатирической журналистике времен Екатерины. Всеобщее отрицательное отношение к данному явлению, однако, мало влияло на этот способ воспитания и не уменьшало его распространенности.

Басня «Крестьянин и Змея» принадлежит к числу наиболее характерных  как для самого Крылова, так и вообще для той эпохи, когда она появилась в печати. Недаром она помещена в «Сыне Отечества», начавшем выходить в свет в годовщину неприятельского нашествия и ставившем своей задачей борьбу за патриотизм  против преобладания иноземных влияний. Басня пронизана неприязнью ко всему иноземному и французскому воспитанию, в частности. Под Змеей автор подразумевает воспитателя-иностранца, точно так, как простые люди, особенно русские няни в барских домах, называли «змеей» иностранца-гувернера.

С возбужденным до крайности настроением тогдашнего общества вполне гармонирует резкий приговор, произнесенный Крыловым над всеми воспитателями-французами без разбора: не подвергая сомнению добрых качеств змеи, просящейся к нему в дом, крестьянин, тем не менее, отказывается принять ее из опасения дурного примера. За одной доброй змеей вползут сто злых; сверх того и лучшая змея все же остается змеей. В этом заключается мораль басни «Крестьянин и Змея».

В басне «Крестьянин и Змея» знаменитый баснописец верно отразил настроение своей эпохи, бывшее и его личным убеждением.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.