Анализ басни Державина «Смерть и старик»

Обращаясь к жанру басни, Гавриил Романович Державин, ориентируясь на накопленный опыт предшественников, исповедует принцип «естественности».

Впервые в среде художников слова появился поэт, который тяготеет к действительности, выражается проще своих предшественников. Автор любит употреблять обычные, чисто народные слова и словосочетания.

Басня Державина «Смерть и Старик» (1776 год) построена на сюжете, заимствованном у Эзопа. Этот сюжет уже был использован Сумароковым.

Это сочинение, как и в другие произведения Державина, отличается компактностью текста.

«Смерть и старик» представляет собой небольшую бытовую зарисовку. Непоследовательный в своих действиях старик, малодушно призывающий смерть, в конечном итоге, при появлении её, страшится. Да, жизнь тяжела, но смерть и вовсе безжалостна. Старик бежит от смерти, предлагая вместо себя соседа.

«Старик и смерть» — эта литературная вещь о том, что человеческий разум ограничен пред всевластию Высших законов бытия. Эффект комизма в басне достигается за счет мгновенных изменений, ситуативных и стилистических контрастов. Вот только старик пафосно взывал: «О Смерть, страдальцев облегченье! прекрати мученье», и как она является, тут же происходит смена декораций, и старик всеми силами пытается её избежать.

Делая краткий анализ басни Державина, можно сказать, что основное внимание автор уделяет психологическим и ситуативным мотивировкам происходящего.

«Вязанку дров Старик тащил и надрывался,
Сугорбился, потел, дрожал и задыхался;
А как была тогда осенняя слота,
Несноснее ему была тем тягота»

Басня выполнена с использованием простонародной лексики, разговорного типа интонацией. Ритм басни – разностопный ямб. «Смерть и старик» Державина состоит из 16 стихов. Это сочинение, как и в другие произведения поэта, отличается компактностью текста.

В связи с тем, что к моменту сочинения этого произведения Державин был еще начинающим баснописцем, он придавал большое значение достоверности самого события, чёткому осмыслению всего, комизму факта. Свою авторскую точку зрения на происходящее он выражает косвенным образом.

И хотя басня не стала авторским коньком Державина, обращение к ней пошло на пользу великому мастеру. Он испытал приёмы иронического высказывания, ситуационного моделирования мира с элементами гротеска. Весь опыт, который приобрел автор, колдуя над баснями, успешно использовался им в дальнейшем.

Автор текста: Ирис Ревю



Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.