Басни Державина

Благодаря личности Державина и его творчеству русская литература ХVIII века получила дальнейшее развитие. Его слог отличался от предшественников. Впервые русский поэт стал ближе к реальной жизни и действительности.

Державин не мог «пройти равнодушно» мимо такого жанра, как басня. Ведь именно в ней можно, хотя и завуалировано, поведать о том, что накипело, высказать свои мысли, вскрыть те или иные недостатки человека. И сделать это в удивительно доступной, остросатирической форме.

С младых лет Державину  доводилось встречаться с нарушением законов в стране, бесправием. Он был вынужден пройти дорогой унижений. Сколько пришлось вытерпеть его матери, обивая пороги судов, меняя кабинеты чиновников после смерти мужа. Все перипетии происходили на глазах у юного Державина и оставили в его душе глубокий след. Многое из того, что пришлось ему пережить, стало базой произведений автора. Борьба за справедливость и правду — это то, что можно прочувствовать во всех произведениях автора.

Басня – это особая сфера. В ней удивительным образом сочетаются элементы повести, комедии, эпиграммы, сатиры, юмористической заметки. Ряд знаменитых представителей русской культурной школы обращались к этому жанру. Среди них – А.Д. Кантемир, В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, И.А.Крылов. У каждого их них свой стиль.  Сюжеты ряда басен этих авторов восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена. Посредством своих сочинений Эзоп делегировал миру азы мудрости.

Басни Эзопа, Державин, безусловно, знал. У него возникла потребность отточить перо, творя в этом жанре. В общей сложности Державин написал двадцать пять басенных сочинений. Они были аккуратно собраны в отдельную тетрадь с явным намерением быть изданными.  Первые три обнаружены в старейшей рукописи автора (1776 год). При жизни поэта увидели свет басни «Лев и волк» и «Крестьянин и дуб». По другим сведениям «Крестьянин и дуб» не была напечатана при жизни сочинителя. Остальные, сохранившиеся в рукописях работы, были опубликованы Я.К.Гротом.

В ранних поэтических басенных работах Державина: «Медведь, лисица и волк», «Собака и старуха», «Лев и крот» и др.есть признаки «сумароковской басенной школы».

Анализ басни Державина «Лев и волк»

Впервые басня «Лев и волк» появилась в VIII части журнала «Собеседник».  И имела заглавие: «Басни. Заслуги свои часто измеряем мы несправедливо». Далее шло примечание, которое автор счёл нужным сделать для того, чтобы ключевая идея басни не казалась такой резкой.«Смыслъ басни сей выводитъ, что самолюбiе наше употребляетъ разные вѣсы, когда свои или чужiе достоинства мы вѣсимъ. Кажется, довольно ясно, что если Пиѳикъ и Оселъ недостойны были отличiя, то и Волкъ равно онаго не заслужилъ».

Басня Державина «Лев и волк» погружает нас в период царствования Екатерины, во времена монархов, шутов, слуг. Кроме Льва (монарха), в этом произведении фигурирует Волк. Он, к сожалению, «не сделан кавалером», в отличие от Пифика с Ослом (шута и простого слуги). Последние имеют «ленты». Волк, согласно повествованию, «ленты» не получил. Но он не только «не служил», но «даже никогда умно и не шутил». За что ж ему тогда давать «ленту»? – вопрошает монарх.

Есть предположение (его высказал филолог Яков Карлович Грот), что Нарышкин представлен Волком. Но эта гипотеза вызывает сомнение. Не было необходимости жаловаться Л.А.Нарышкину на то, что он «не сделан кавалером». Судьба итак не обделила его. Он был награждён рядом орденов, включая высшие ордена империи — Св. Александра Невского и Св. Андрея Первозванного. Можно предположить, что Волк ратовал за какого-то другого человека. Установить, кто был этим человеком достоверно невозможно. Персонаж Пифик (от греческого «pithekos» — «обезьяна», вид обезьян) нам уже знаком по басне Фонвизина «Лисица-Кознодей», где  «Пифик слабоум, списатель зверских лиц».

Проводя анализ басни Державина «Лев и волк» можно сказать, что эта басня необычна, как по прописанным в ней дерзким диалогам, так и по выразительности слога. По композиционному построению это произведение — диалог двух персонажей. Перекрестные речи персонажей посвящены одному и тому предмету.

Где происходит действие – не уточнено, кто присутствует при этом диалоге – также.

В своей речи Лев недвусмысленно даёт понять, что можно выдвинуться и получить повышение либо служа Отечеству, либо забавляя сильных мира сего. В явном виде мораль (заключительное рассуждение) в работе не выделена.

Басня эта, затрагивающая интересы высших эшелонов власти, — яркое, решительное произведение, характеризующее автора, как смелого, дерзкого человека.

Лев и волк

Волк Льву пенял, что он не сделан кавалером,
Что Пифик с лентою, и с лентою Осел,
А он сей почести еще не приобрел
И стал его к себе немилости примером,


Когда их носит шут да и слуга простой,
А он не получил доныне никакой.
Лев дал ответ: «Ведь ты не токмо не служил,
Но даже никогда умно и не шутил».

О басне «Крестьянин и дуб»

Басня «Крестьянин и дуб» была написана в Калуге, куда Державин был послан императором Александром для прояснения ситуации, возникшей в связи с беспорядками, в которых обвинялся тамошний губернатор Лопухин. В период проведения следствия Гавриил Романович подвергался различного рода нареканиям. Неприятные для него разговоры, пересуды распространялись людьми, участвовавшими в злоупотреблениях губернатора. Этих балагуров и разумел поэт «под листьями и ветвями дуба». Сам же он представлен в басне мужиком.

«И дуб надеялся на корень свой, гордился»

Губернатор Лопухин, по словам самого Державина, рассчитывал на помощь своих всесильных родственников и высоких друзей в Петербурге: князя Лопухина, Беклешова, Трощинского, Торсукова и других. Лопухин, в конечном итоге, был отстранён от губернаторства, но не наказан. А вот по Державину эта ситуация ударила сильно. В октябре 1803 года государственный деятель лишился службы.

В басне «Крестьянин и дуб» в явном виде мораль не прописана, в отличии, например, от работы «Медведь и рысь». Повествователь в ней делится с читателем информацией о том, как рысь выдрала глаза похвалявшемуся своей силой медведю. В итоге басни мораль: «Чтоб стен не разбивать своим безумно лбом…не чванится могутством, а запастись искусством».

«Без стариков-вождей, да не узнав и броду, соваться в воду, и плохо по одной теорьи воевать» — цитата из басни «Голуби», описывающей полководцев. Мораль сей басни – налицо.

Крестьянин и дуб

Рубил крестьянин дуб близ корня топором;
Звучало дерево, пускало шум и гром,
И листья на ветвях хотя и трепетали,
Близ корня видючи топор,
Но, в утешение себе, с собой болтали,
По лесу распуская всякий вздор. –
И дуб надеялся на корень свой, гордился
И презирал мужичий труд;
Мужик же все трудился
И думал между тем: пускай их врут:
Как корень подсеку, и ветви упадут!

1802

Неполный список басен Державина Гавриила Романовича

Голуби
Гуси
Аист
Цвет и паук
Выбор министра
Медведь и рысь
Лашманы и дуб
Жмурки
Суд о стихотворцах
Мать и дети
Собака и старуха
Фонари
Лев и крот
Смерть и старик



Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.