О сборнике «Ночные часы» (А.Блок)

«Ночные часы» (1911 год) — так называется четвёртый сборник стихотворений Блока, вышедший в издательстве «Мусагет» скромным тиражом.  В этом поэтическом сборнике впервые появились: цикл «Страшный мир» (не полностью), цикл стихов «На поле Куликовом», «Итальянские стихи», перевод из «Книги песен» Гейне, двенадцать стихов, вошедших в раздел «Опять на родине».

Цикл итальянских стихов был написан автором во время путешествия по Италии летом 1909 года. Основная тематика этих произведений – незыблемая и вечная роль Искусства, великая миссия Художника. «Итальянские стихи меня как бы вторично прославили…этими стихами я доволен…они мне дороги…» — писал Блок.

Сборник «Ночные часы» пришёлся по сердцу поэту Андрею Белому. В смутные, тяжелые годы, которые Белый провёл за границей, он, как к живительному эликсиру, обращался к томику Блока. «Я брал твою книжку («Ночные часы») и не мог оторваться; я вчитывался в строки так, как никогда: и, о, как отзывало мне Твоё слово Поэта. Оно напоминало, звало; я вспоминал Тебя. И именно в это время Ты действенно, реально, упорно помогал мне…»

«Равенна» — одно из самых колоритных стихотворений итальянского цикла. Блок особенно дорожил им. Находясь под впечатлением от посещения Равенны, где его взору открылись знаменитые исторические памятники, среди которых гробницы Теодориха и Плакиды, автор и создал бессмертные строки о Равенне.

Он пробыл в Равенне два дня. Госпожа История предстала перед ним в полном обличии: «…всюду церкви и образа первых веков христианства…».

Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.

А виноградные пустыни,
Дома и люди — всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.

Средь вековой тишины и бесчувственного камня, можно услышать напевы  «торжественной латыни».

Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет…

Галла Плацидия — римская императрица. Жизненная история Галлы навеки связана с Римской Империей, с важнейшими событиями первой половины пятого века.

«Лучше «Равенны» не написать», — отмечал Блок. В переписке со своей матерью поэт обозначил — «Равенна» сохранила лучше всех городов раннее искусство, переход от Рима к Византии, и в этом её особенная прелесть». Блок собирался посвятить это стихотворение Брюсову; 2 октября 1909 года он написал поэту: «стихи «внушены не только Равенной, но и Вашей поэзией».



Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.